Постановление КС РА от 24 октября 2006 года

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Конституционного Суда Республики Адыгея

 

по делу о проверке конституционности положений пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 6 марта 2006 года № 28 «О мерах по организации предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Республики Адыгея» и подпункта 1 пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июня 2006 года № 96 «О республиканских стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год» в связи с жалобой гражданки Орионовой Викторины Владиславовны

 

город Майкоп 24 октября 2006 года

 

Конституционный Суд Республики Адыгея в составе: председательствующего Купина В.А., судей Хазешук Н.А., Шадже А.М.,

с участием: гражданки Орионовой В.В. - стороны, обратившейся с жалобой; представителей стороны, издавшей оспариваемые акты, – ведущего специалиста по правовой и кадровой политике Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея Крюковой О.Ю., главного специалиста отдела реформирования ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея Кузьминой Е.А., исполняющего обязанности начальника информационно-правового отдела Министерства труда и социального развития Республики Адыгея Бирюкова А.Е., начальника отдела социальных гарантий и адресной помощи Министерства труда и социального развития Республики Адыгея Галактионовой Т.Н.; приглашенных: представителя Прокуратуры Республики Адыгея – помощника Прокурора Республики Адыгея Лактионовой М.А., заместителя руководителя Управления адресных муниципальных программ администрации муниципального образования «Город Майкоп» - Гуленковой А.А.,

руководствуясь пунктом 4 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, пунктом 3 части 1 статьи 3, пунктом 11 части 2 статьи 22 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 6 марта 2006 года № 28 «О мерах по организации предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Республики Адыгея» и подпункта 1 пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июня 2006 года № 96 «О республиканских стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчетов субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год» в связи с жалобой гражданки Орионовой В.В.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба на нарушение конституционных прав и свобод граждан вышеназванными постановлениями Кабинета Министров Республики Адыгея.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Адыгея оспариваемых положений указанных нормативных правовых актов.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Хазешук Н.А., объяснения представителей сторон, выступление приглашенного в заседание представителя Прокуратуры Республики Адыгея, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея

у с т а н о в и л:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 6 марта 2006 года № 28 «О мерах по организации предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Республики Адыгея» принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которое определяет порядок предоставления и расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии исчисляются помесячно и зависят от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональных стандартов). Кроме того, данным постановлением рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить в 2-месячный срок региональные стандарты и обеспечить своевременное предоставление местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в необходимых объемах субвенции на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июня 2006 года № 96 «О республиканских стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год» установлены республиканские стандарты и рекомендовано органам местного самоуправления обеспечить исчисление размеров субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
№ 761, начиная с расчетов за июль 2006 года.

Согласно постановлению от 6 марта 2006 года № 28 Кабинет Министров Республики Адыгея продлевает действие подпункта 1 пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 января 2005 года № 21 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Республики Адыгея в 2005 году» до принятия республиканских стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Данное постановление было принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», которое утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации № 761. Таким образом, по мнению гражданки Орионовой В.В., в период с 1 января по 1 июля 2006 года неправомерно производился расчет субсидий без учета региональных стандартов.

В связи с этим заявительница считает, что было нарушено конституционное право на гарантированную социальную защиту (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации и пункт 2 статьи 15 Конституции Республики Адыгея) в форме предоставления правильно рассчитанных субсидий, а также пункт 4 статьи 84 Конституции Республики Адыгея, который обязывает Кабинет Министров Республики Адыгея обеспечивать исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея, законов Республики Адыгея и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея. Орионова В.В. в дополнении к своей жалобе представила новый расчет субсидий, подготовленный Управлением адресных муниципальных программ администрации муниципального образования «Город Майкоп».

Исходя из вышеизложенного, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Адыгея по настоящему делу является пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 6 марта 2006 года № 28 «О мерах по организации предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Республики Адыгея» и подпункт 1 пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июня 2006 года № 96 «О республиканских стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчетов субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год».

2. Конституционный Суд Республики Адыгея неоднократно указывал в своих решениях, сохраняющих свою юридическую силу на то, что человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина – обязанность всех органов государственной власти и должностных лиц. Республика Адыгея является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. При этом государство каждому гарантирует социальное обеспечение для воспитания детей (статьи 3, 15, 35 Конституции Республики Адыгея).

Конституция Республики Адыгея, гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей, защищая семью, материнство, отцовство, проявляя заботу о семье путем предоставления льгот и пособий многодетным семьям и других видов помощи (часть 1 статьи 35, статья 36), вместе с тем устанавливает, что права и свободы не могут быть отменены, государство, его органы и должностные лица не могут издавать законы и иные акты, отменяющие или умаляющие права граждан.

Согласно Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него, для его семьи, на непрерывное улучшение условий жизни каждого человека (статья 11).

Защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение (пункты «б», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

К полномочиям органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения относятся вопросы социальной поддержки и социального обеспечения, в том числе малообеспеченных и многодетных семей; предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с установленными органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами на оплату жилья и коммунальных услуг (пункты 24, 25 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Конституции Республики Адыгея по предметам совместного ведения Республики Адыгея и Российской Федерации Республика Адыгея в соответствии с федеральными законами принимает законы и иные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ).

Согласно справке, представленной заявительницей, в состав ее семьи входит девять человек, восемь из которых ее дети. Являясь многодетной матерью, гражданка Орионова В.В. пользовалась льготами и получала субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, сумма которых, по ее мнению, перекрывала расходы по оплате коммунальных услуг в предыдущем году. В текущем году в связи с принятием обжалуемых нормативных актов Кабинета Министров Республики Адыгея, по мнению заявительницы, размер доплачиваемых субсидий значительно уменьшился. Данное обстоятельство не нашло подтверждения в судебном заседании. Из представленного письма Управления адресных муниципальных программ администрации муниципального образования «Город Майкоп» в результате перерасчета субсидий с учетом республиканских стандартов, сумма ежемесячно начисляемых заявительнице субсидий с 1 июля 2006 года составила 3082 рубля 65 копеек, что превышает прежний размер на 162 рубля 50 копеек. Доплата за июль, август, сентябрь составила 487 рублей 50 копеек, которая будет перечислена на личный банковский счет Орионовой В.В. согласно подпункту 2 пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея № 96.

3. Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло постановление от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которым утвердило Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно данным Правилам размер субсидий рассчитывается помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» размер субсидий рассчитывался исходя из устанавливаемых в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг цен на содержание и ремонт жилья, наем жилого помещения в государственном или муниципальном жилом фонде, предоставляемого по договорам социального найма, и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности.

На основе названных федеральных актов был определен порядок и условия исчисления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг населению Республики Адыгея на 2005-2006 годы. После прекращения действия постановления Правительства Российской Федерации № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которое изменило порядок исчисления субсидий, что привело к увеличению размера субсидий заявительницы. В соответствии с пунктом 28 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации, установлено, что если размер субсидии, исчисленный исходя из новых региональных стандартов или размеров прожиточных минимумов, меньше размера ранее предоставленной (выплаченной) субсидии, возврат излишне выплаченных средств за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидий не производится. В случае если вновь рассчитанный размер субсидий превышает прежний размер, то средства, недоплаченные за период с момента вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидий, подлежат перечислению получателю субсидий.

Исходя из вышеизложенного, перерасчет субсидий с 1 января 2006 года, как этого требует гражданка Орионова В.В., невозможен, поскольку перерасчет субсидий осуществляется с момента определения порядка начисления, установленного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июня 2006 года № 96 «О республиканских стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчетов субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год», то есть с 1 июля 2006 года.

4. Оспариваемое заявительницей постановление Кабинета Министров от 6 марта 2006 года № 28 «О мерах по организации предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Республики Адыгея» утратило силу с 1 июля 2006 года и в настоящее время не действует.

В силу требований части 2 статьи 43 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Республики Адыгея производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта, были нарушены конституционные права и свободы граждан.

В связи с этим, Конституционный Суд Республики Адыгея может в процессе конституционного судопроизводства проверить конституционность закона или иного нормативного акта, отмененного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемый нормативный акт отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Республики Адыгея.

Исходя из этого, Конституционный Суд Республики Адыгея считает возможным прекратить производство по делу в части проверки конституционности пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 6 марта 2006 года № 28 «О мерах по организации предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Республики Адыгея», как утратившего силу до начала рассмотрения дела Конституционным Судом Республики Адыгея.

Одновременно Конституционный Суд Республики Адыгея отмечает факт несоблюдения рекомендованных сроков для установления региональных стандартов, что само по себе не нарушило чьих – либо конституционных прав, так как расчет и перерасчет субсидий производится в соответствии с Правилами, утвержденными федеральным актом.

Таким образом, оспариваемые постановления Кабинета Министров Республики Адыгея, затрагивающие конституционное право на социальное обеспечение семьи заявительницы, не повлекли нарушения этого права, так как порядок расчета субсидий установлен федеральным актом, а размер региональных стандартов был установлен в соответствии с требованиями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь частью 2 статьи 43, частью 1 и 2 статьи 71, статьям 72, пунктом 1 части 1 статьи 85 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея», Конституционный Суд Республики Адыгея

п о с т а н о в и л:

1. Прекратить производство по жалобе гражданки Орионовой В.В. в части проверки конституционности пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 6 марта 2006 года № 28 «О мерах по организации предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Республики Адыгея» как утратившее силу до начала рассмотрения дела Конституционным Судом Республики Адыгея.

2. Признать подпункт 1 пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июня 2006 года № 96 «О республиканских стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчетов субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 2006 год» соответствующим пункту 2 статьи 15 Конституции Республики Адыгея.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. В силу требований статьи 76 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти: в газетах «Советская Адыгея, «Адыгэ макъ», а также в «Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея».

 

Конституционный Суд Республики Адыгея

№5-П