Постановление КС РА от 15 сентября 2005 года

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Конституционного Суда Республики Адыгея

 

по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея от 31 марта 2005 года №294 «О местном самоуправлении» в связи с запросом главы администрации муниципального образования «Тейчежский район» Р.С.Мугу

 

город Майкоп 15 сентября 2005 года

 

Конституционный Суд Республики Адыгея в составе председательствующего В.А. Купина, судей Н.А. Хазешук, А.М. Шадже, с участием представителя главы администрации муниципального образования "Теучежский район" И.Ю. Джанхота, начальника правового отдела администрации муниципального образования "Теучежский район", стороны, обратившейся с запросом, представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея С.Ш. Хаджимовой, начальника отдела Правового управления Аппарата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 1 статьи 22, статьями 36, 82, 84 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея от 31 марта 2005 года N 294 "О местном самоуправлении".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос главы администрации муниципального образования "Теучежский район" Р.С. Мугу о проверке соответствия Конституции Республики Адыгея отдельных положений Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Адыгея указанные в запросе нормы.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.М. Шадже, объяснения представителей сторон, выступление приглашенного в заседание представителя Прокуратуры Республики Адыгея М.А. Лактионовой - помощника прокурора Республики Адыгея, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея

установил:

1. В своем запросе глава администрации муниципального образования "Теучежский район" Р.С. Мугу оспаривает конституционность отдельных положений Закона Республики Адыгея от 31 марта 2005 года N 294 "О местном самоуправлении" в части обязательности создания муниципальных образований на уровне поселения, что влечет изъятие ряда полномочий, гарантированных ему как главе администрации муниципального образования "Теучежский район" на момент его избрания и до окончания срока его полномочий, что является, по его мнению, нарушением положений Конституции Республики Адыгея (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 3).

В ходе предварительного изучения обращения заявитель уточнил свои требования, из которых видно, что глава муниципального образования "Теучежский район" оспаривает создание двухуровневой системы местного самоуправления, что влечет за собой сокращение и изъятие ряда его полномочий. Заявитель просит Конституционный Суд Республики Адыгея признать положения пунктов 1, 2, 3, 6, 16 части 1 статьи 1, часть 1 статьи 8, статьи 12, 32, 33, 35, 76, 77, 78 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" противоречащими Конституции Республики Адыгея, ее статьям 1, 2, 3, 8, 9, 18, 19, 27, 30, 92, 93.

В силу требований пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, статьи 82 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" правом на обращение в Конституционный Суд Республики Адыгея с запросом о проверке конституционности законов Республики Адыгея обладают главы муниципальных образований.

2. Конституция Республики Адыгея устанавливает, что Адыгея является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации (пункт 1 статьи 1), а значит, единственным источником власти в Республике Адыгея является ее многонациональный народ, который осуществляет эту власть как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

В Республике Адыгея признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно решает вопросы местного значения и не входит в систему органов государственной власти. Гарантируемое Конституцией Республики Адыгея право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно (то есть путем своего волеизъявления на референдуме, на выборах, а также личного участия в деятельности органов власти), так и через избранных ими представителей обеспечивается выборностью не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления (статья 30 Конституции Республики Адыгея).

В силу пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпункту "н" статьи 54 Конституции Республики Адыгея установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции Республики Адыгея (пункт 3 статьи 6) законы и иные нормативные правовые акты, принятые в Республике Адыгея, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея и федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Адыгея.

Анализируемые нормы Конституции Республики Адыгея не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

3. В своем запросе заявитель указывает на то, что Уставом муниципального образования "Теучежский район" срок исполнения должностных полномочий главы муниципального образования ограничен 4 годами, а, по мнению заявителя, статьей 12 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" происходит изъятие ряда полномочий, установленных на момент его избрания.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ставит своей задачей реформирование местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Этим Законом установлены формы и методы обеспечения изменений в организации местного самоуправления. Вводится двухуровневая система местного самоуправления, а именно осуществление местного самоуправления в сельских и городских поселениях, находящихся в границах муниципального образования. Распределены полномочия между следующими субъектами этих правоотношений: представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, председателем представительного органа муниципального образования. Данные нормы права воспроизведены в Законе Республики Адыгея от 31 марта 2005 года N 294 "О местном самоуправлении".

Оспариваемые положения Закона Республики Адыгея приняты во исполнение вышеназванного Федерального закона. Так, положения статьи 2 Федерального закона (основные термины, понятия, используемые в Законе) отражены в пунктах 1, 2, 3, 6, 16 части 1 статьи 1 Закона Республики Адыгея; часть 1 статьи 10 Федерального закона (двухуровневая система организации местного самоуправления) определена в части 1 статьи 8 Закона Республики Адыгея; статья 14 Федерального закона (вопросы местного значения) отражена в статье 12 Закона Республики Адыгея; статьи 34, 35, 37 Федерального закона (органы местного самоуправления, представительный орган муниципального образования, местная администрация) отражены соответственно в статьях 32, 33, 35 Закона Республики Адыгея; статьи 84, 85 Федерального закона (переходные положения) соответствуют статьям 76, 77, 78 Закона Республики Адыгея.

Следует отметить, что все перечисленные положения Федерального закона в силу части 2 статьи 83 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступили в силу с момента опубликования - 6 октября 2003 года (Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 2003 г.).

Исходя из требований пункта 2 части 8 статьи 85 данного Федерального закона, органы местного самоуправления должны были привести в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления. В нарушение названной статьи Федерального закона Устав муниципального образования "Теучежский район", на момент рассмотрения дела, по существу не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства. Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между законом субъекта Российской Федерации и Федеральным эаконом, изданным по вопросам совместного ведения, действует Федеральный закон.

Конституционным Судом Республики Адыгея не установлено противоречий обжалуемых положений Закона с нормами Конституции Республики Адыгея.

4. Заявитель считает, что республиканский законодатель, образовывая муниципальные образования со статусом городского, сельского поселения в составе муниципального образования "Теучежский район", должен был учесть мнение населения, проживающего на его территории, ссылаясь на то, что в 2003 году по инициативе населения были упразднены сельские (поселковые) округа Теучежского района (Закон Республики Адыгея от 20 мая 2003 года N 140 "Об упразднении муниципальных образований сельских (поселковых) округов Теучежского района").

Согласно статье 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения. В связи с этим принят Закон Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года N 284 "О наделении муниципального образования "Теучежский район" статусом муниципального района, об образовании муниципальных образований в его составе и установлении его границ", которым образованы муниципальные образования со статусом городского, сельских поселений Теучежского района. Конституционным Судом Республики Адыгея в судебном заседании установлено, что вышеназванный Закон не был обжалован после его опубликования.

В Конституции Республики Адыгея (пункт 2 статьи 93) прямо установлено, что изменение границ, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории. Анализируемый Федеральный закон содержит положение о том, что наделение городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу главы 12 вышеназванного Федерального закона, статусом городских, сельских поселений не является изменением границ, преобразованием указанного района (часть 3 статьи 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Следовательно, оспариваемыми положениями Закона Республики Адыгея ограничений для населения Теучежского района в реализации своих прав на осуществление местного самоуправления, а также ущемления прав и законных интересов главы муниципального образования Конституционным Судом Республики Адыгея не установлено.

Анализ Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" показал, что содержащиеся в нем нормы и положения воспроизводят уже установленные Федеральным законом общие принципы организации местного самоуправления. Исходя из этого, оспариваемые заявителем пункты 1, 2, 3, 6, 16 части 1 статьи 1, часть 1 статьи 8, статьи 12, 32, 33, 35, 76, 77, 78 Закона Республики Адыгея соответствуют Конституции Республики Адыгея.

На основании изложенного и руководствуясь частями 1 и 2 статьи 71, статьями 72, 73, 94 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея

постановил:

1. Признать положения пунктов 1, 2, 3, 6, 16 части 1 статьи 1, часть 1 статьи 8, статьи 12, 32, 33, 35, 76, 77, 78 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" не противоречащими Конституции Республики Адыгея, ее статьям 1, 2, 3, 8, 9, 18, 19, 27, 30, 92, 93.

2. Согласно статье 77 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Согласно статье 76 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Адыгея, газетах "Советская Адыгея", "Адыгэ макъ", "Теучежские вести", а также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".


Конституционный Суд Республики Адыгея

N 5-П