Постановление КС РА от 15 сентября 2004 года

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Конституционного Суда Республики Адыгея

 

по делу о проверке конституционности отдельных положений Указа Президента Республики Адыгея от16 апреля 2004 года № 37 «О структуре Администрации Президента Республики Адыгея»

 

город Майкоп 15 сентября 2004 года

 

Конституционный Суд Республики Адыгея в составе председателя Купина В.А., судей Хазешук Н.А., Шадже А.М.

с участием депутата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея - Коноваловой Н.Н. - стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Республики Адыгея, представителя Президента Республики Адыгея Хаджимовой С.Ш. - начальника Правового управления Президента Республики Адыгея,

руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьями 83, 84, 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 16 апреля 2004 года N 37 "О структуре Администрации Президента Республики Адыгея".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос депутата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Коноваловой Н.Н. о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 16 апреля 2004 года N 37 "О структуре Администрации Президента Республики Адыгея" по содержанию и форме нормативного правового акта.

Основанием к рассмотрению запроса явилась обнаружившаяся неопределенность о соответствии Конституции Республики Адыгея отдельных положений вышеназванного Указа Президента Республики Адыгея.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Хазешук Н.А., стороны, обратившейся с запросом, объяснения представителя Президента Республики Адыгея и исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея

установил:

1. В Конституционный Суд Республики Адыгея поступил запрос депутата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Коноваловой Н.Н. о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 16 апреля 2004 года N 37 "О структуре Администрации Президента Республики Адыгея" по форме и содержанию нормативного правового акта.

Заявитель в запросе обращает внимание на два момента, которые послужили причиной обращения в Конституционный Суд Республики Адыгея. Первое, депутат Коновалова Н.Н. полагает, что Президент Республики Адыгея сформировал не единую Администрацию Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, как этого требует пункт "ц" статьи 78 Конституции Республики Адыгея, второе, заявитель утверждает, что полномочия Премьер-министра Республики Адыгея, а именно право представлять Кабинет Министров Республики Адыгея во взаимоотношениях с Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея Президентом Республики Адыгея передано Руководителю Администрации Президента Республики Адыгея, что противоречит пункту 1 статьи 86 Конституции Республики Адыгея.

Таким образом, предметом проверки Конституционным Судом Республики Адыгея является вопрос о соответствии положений пунктов 1, 2, 4, 5 Указа Президента Республики Адыгея от 16 апреля 2004 года N 37 "О структуре Администрации Президента Республики Адыгея" нормативным положениям пункта "ц" статьи 78 и пункта 1 статьи 86 Конституции Республики Адыгея.

2. По данному запросу Конституционный Суд Республики Адыгея в силу требований подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 3, части 2 статьи 83, пунктов 1, 2 части 1 статьи 84 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" проверяет, соответствует ли Конституции Республики Адыгея вышеназванный Указ Президента Республики Адыгея по содержанию и форме нормативного правового акта, воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, входящих в компетенцию других судов, и не выходит за пределы требований, изложенных в запросе.

Устанавливая, соответствует либо не соответствует Конституции Республики Адыгея обжалуемый Указ Президента Республики Адыгея, анализируя его во взаимосвязи с нормами Конституции Республики Адыгея, а также с законами Республики Адыгея, Конституционный Суд Республики Адыгея выясняет, является ли данный акт по содержанию и форме конституционным правовым актом.

Рассматриваемый Указ Президента Республики Адыгея по содержанию состоит из одной отрасли права, а именно государственной правовой, которой надлежит регулирование деятельности аппарата и подразделений Администрации Президента Республики Адыгея в целях обеспечения реализации Президентом Республики Адыгея полномочий высшего должностного лица Республики Адыгея и главы высшего исполнительного органа государственной власти (Кабинета Министров Республики Адыгея).

Конституция Республики Адыгея устанавливает, что высшим должностным лицом Республики Адыгея и главой исполнительной власти Республики Адыгея является Президент Республики Адыгея (статья 74). В этом качестве, реализуя возложенные непосредственно Конституцией Республики Адыгея полномочия, Президент Республики Адыгея на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея и законов Республики Адыгея издает указы и распоряжения (пункт 1 статьи 79 Конституции Республики Адыгея). Согласно статье 13 Закона Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах" указы и распоряжения Президента Республики Адыгея являются актами, носящими нормативный характер. Названный Закон устанавливает, что нормативный правовой акт - это акт, принятый на референдуме или изданный полномочным органом государственной власти (статья 2), является актом постоянного действия, поскольку срок прекращения его действия в Указе не определен и на день рассмотрения в суде не издан правовой акт, отменяющий либо прекращающий его действие. Обжалуемый Указ вступил в силу со дня его подписания, опубликован в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 6 Конституции Республики Адыгея и рассчитан на многократное применение, распространяет свое действие на широкий круг лиц, что также свидетельствует о его нормативном характере.

3. Следует отметить, что согласно части 2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации. С данной нормой федерального законодательства корреспондируется статья 74 Конституции Республики Адыгея, согласно которой высшим должностным лицом Республики Адыгея и главой высшего исполнительного органа государственной власти является Президент Республики Адыгея.

Согласно пункту 2 статьи 84 Конституции Республики Адыгея Кабинет Министров Республики Адыгея возглавляет Президент Республики Адыгея, который формирует Кабинет Министров Республики Адыгея. Президент Республики Адыгея также формирует единую Администрацию Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея (пункт "ц" статьи 78 Конституции Республики Адыгея). Из этой нормы во взаимосвязи с другими конституционными положениями, касающимися статуса Президента Республики Адыгея как главы высшего исполнительного органа государственной власти, следует, что формирование единой Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея является прерогативой Президента Республики Адыгея. Конституция Республики Адыгея при этом не ограничивает данное Президенту Республики Адыгея право самому определять структуру органов исполнительной власти, создание Администрации и ее подразделений и самому определять название данного органа. Конституционным регулированием данного вопроса достигается формирование единой Администрации в целях обеспечения непрерывного осуществления государственной власти и взаимодействия ее структур. Это подтверждается пунктом 1 рассматриваемого Указа Президента Республики Адыгея, в котором установлено, что "Администрация Президента Республики Адыгея является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Республики Адыгея и возглавляемого им Кабинета Министров Республики Адыгея, и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея".

В этой связи ни Конституция Республики Адыгея, ни Закон Республики Адыгея "О Кабинете Министров Республики Адыгея" не предусматривают создание самостоятельного аппарата, обеспечивающего деятельность Кабинета Министров Республики Адыгея.

Следовательно, создан единый орган, обеспечивающий деятельность Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея. Об этом свидетельствует Положение об Администрации Президента Республики Адыгея (пункты 1, 6, 7), утвержденное Указом Президента Республики Адыгея от 30 апреля 2004 года N 44, в котором к функциям Администрации Президента Республики Адыгея отнесено обеспечение деятельности Кабинета Министров Республики Адыгея.

Поэтому, Указом Президента Республики Адыгея от 16 апреля 2004 года N 37 не создана новая, а реорганизована ранее существовавшая Администрация, обеспечивавшая деятельность Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, следовательно, пункты 1 и 2 названного Указа не состоят в противоречии с пунктом "ц" статьи 78 Конституции Республики Адыгея.

4. Заявитель считает, что пункт 5 рассматриваемого Указа Президента Республики Адыгея, регламентирующий вопрос о координации деятельности постоянного представителя Президента Республики Адыгея в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея, противоречит пункту 1 статьи 86 Конституции Республики Адыгея. Постоянный представитель Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея как государственное должностное лицо является государственным служащим, и его деятельность регламентируется Положением о постоянном представителе Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, утвержденным Указом Президента Республики Адыгея от 13 мая 1996 года N 79.

В данном Положении постоянный представитель Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея в своей деятельности руководствуется указами и распоряжениями Президента Республики Адыгея, решениями Кабинета Министров Республики Адыгея, то есть деятельность постоянного представителя координируется и Президентом Республики Адыгея и Премьер-министром Республики Адыгея.

Пункт 5 Указа Президента Республики Адыгея от 16 апреля 2004 года N 37 носит поручительский характер в отношении Руководителя Администрации Президента Республики Адыгея. В ходе рассмотрения дела Конституционный Суд Республики Адыгея выявил, что Президент Республики Адыгея передает свои полномочия по координации деятельности постоянного представителя Президента Республики Адыгея по законопроектам, вносимым Президентом Республики Адыгея Руководителю Администрации Президента Республики Адыгея, а по законопроектам, вносимым Кабинетом Министров Республики Адыгея, координация деятельности постоянного представителя конституционно закреплена за Премьер-министром Республики Адыгея.

Данная правовая позиция Конституционного Суда Республики Адыгея корреспондируется с пунктом 1 статьи 86 Конституции Республики Адыгея, которая определяет полномочия Премьер-министра Республики Адыгея, в том числе и по координации деятельности во взаимоотношениях Кабинета Министров Республики Адыгея с Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея.

Исходя из этого, пункт 5 Указа Президента Республики Адыгея от 16 апреля 2004 года N 37 "О структуре Администрации Президента Республики Адыгея" не противоречит пункту 1 статьи 86 Конституции Республики Адыгея.

На основании изложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 71, статьями 72.1, 73, 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея

постановил:

1. Признать пункты 1, 2, подпункты 1, 2, 3 пункта 4 и пункт 5 Указа Президента Республики Адыгея от 16 апреля 2004 года N 37 "О структуре Администрации Президента Республики Адыгея" по содержанию и форме нормативного правового акта соответствующими Конституции Республики Адыгея.

2. Конституционно-правовой смысл Указа Президента Республики Адыгея "О структуре Администрации Республики Адыгея", выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает в правоприменительной практике любое другое его истолкование.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Советская Адыгея", "Адыгэ Макъ", "Собрании законодательства Республики Адыгея".

Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".

 

Конституционный Суд Республики Адыгея

N 3-П