Постановление КС РА от 28 апреля 2004 года

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Конституционного Суда Республики Адыгея

 

по делу о проверке по форме конституционности постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года №343 «О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка»

 

город Майкоп 28 апреля 2004 года

 

Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Купина В.А., судей Кулинченко О.М., Хазешук Н.А.,

с участием Сиюховой З.И. - и.о. заместителя начальника Правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея - представителя Кабинета Министров Республики Адыгея - стороны, обратившейся с запросом в Конституционный суд Республики Адыгея,

руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьями 83, 84, 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке по форме конституционности постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Кабинета Министров Республики Адыгея о проверке по форме конституционности постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Адыгея по форме названное постановление Кабинета Министров Республики Адыгея.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Кулинченко О.М., объяснение представителя Кабинета Министров Республики Адыгея, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея

установил:

1. Обращаясь в Конституционный Суд Республики Адыгея, Кабинет Министров Республики Адыгея просит проверить по форме конституционность постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка".

Как следует из преамбулы, указанное постановление Кабинета Министров Республики Адыгея принято в связи с изменением социально-экономической ситуации в республике, необходимостью развития туризма и создания горнолыжного комплекса как приоритетных направлений развития экономики республики, а также охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии Фишт-Оштенского массива, хребта Джигурсан и высокогорного плато Лаго-Наки.

Данным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея признаются утратившими силу:

- решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Адыгейской автономной области от 26 января 1990 года N 20 "О передаче Кавказскому государственному биосферному заповеднику Фишт-Оштенского массива и хребта Джигурсан";

- постановление Правительства Республики Адыгея от 13 августа 1992 года N 234 "О передаче Кавказскому государственному биосферному заповеднику высокогорного пастбища "Лаго-Наки".

Названное постановление, кроме того: - рекомендует Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Адыгея внести на рассмотрение Кабинета Министров Республики Адыгея представление об образовании природного парка на территориях Фишт-Оштенского массива, хребта Джигурсан и высокогорного плато Лаго-Наки;

- поручает Министерству экономического развития и торговли Республики Адыгея совместно с Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям на основании представления Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Адыгея и в соответствии с действующим законодательством разработать и внести на рассмотрение Кабинета Министров Республики Адыгея проект постановления Кабинета Министров Республики Адыгея о создании природного парка на территориях Фишт-Оштенского массива, хребта Джигурсан и высокогорного плато Лаго-Наки и положения о нем.

2. В настоящем деле Конституционный Суд Республики Адыгея в силу требований подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 3, части 3 статьи 83, пункта 2 части 1 статьи 84 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" проверяет, соответствует ли Конституции Республики Адыгея вышеназванное постановление Кабинета Министров Республики Адыгея по форме нормативного акта, воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, входящих в компетенцию других судов, и не выходит ли за пределы требований, изложенных в запросе.

Устанавливая, соответствует либо не соответствует Конституции Республики Адыгея рассматриваемое постановление Кабинета Министров Республики Адыгея, анализируя его взаимосвязи с нормами Конституции Республики Адыгея, а также законами Республики Адыгея, Конституционный Суд Республики Адыгея выясняет, является ли данный акт по форме нормативным правовым либо правоприменительным актом.

3. Конституция Республики Адыгея закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя положение о том, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, что органы государственной власти самостоятельны (статья 7), и предусматривает, что исполнительным органом государственной власти республики является Кабинет Министров Республики Адыгея (статья 84). В этом качестве, реализуя возложенные непосредственно Конституцией Республики Адыгея полномочия, Кабинет Министров Республики Адыгея на основе и во исполнение федеральных законов и законов Республики Адыгея, решений Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, указов Президента Российской Федерации и указов Президента Республики Адыгея издает постановления и распоряжения (пункт 3 статьи 86 Конституции Республики Адыгея).

4. Конкретизируя данное конституционное установление, а также, учитывая значимость понятия "нормативный правовой акт" для урегулирования общественных отношений, и, устанавливая рамки нормотворческой деятельности Кабинета Министров Республики Адыгея, республиканский законодатель принял Закон Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах".

Названный Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет виды нормативных и иных правовых актов, органы, их принимающие, а также критерии отнесения акта к тому или иному виду. Закон устанавливает, что нормативный правовой акт - это акт, принятый на референдуме или изданный полномочным органом государственной власти Республики Адыгея, содержащий предписания общего характера, постоянного или временного действия, направленный на изменение, установление или прекращение норм права и рассчитанный на многократное обязательное применение (статья 2).

Иными словами, законодатель устанавливает, что нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок общественных отношений, действующих неопределенно долго во времени.

Согласно статье 15 указанного Закона Республики Адыгея постановления Кабинета Министров Республики Адыгея являются актами, носящими нормативный характер.

Таким образом, Конституция Республики Адыгея и республиканский законодатель делегировали Кабинету Министров Республики Адыгея право издавать в форме постановлений акты нормативного характера.

5. Рассматривая по форме постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка" с точки зрения наличия или отсутствия в нем признаков нормативности, Конституционный Суд Республики Адыгея считает названное постановление Кабинета Министров Республики Адыгея актом, носящим нормативный характер.

Нормативная природа анализируемого постановления Кабинета Министров Республики Адыгея состоит в возможности его неоднократной реализации, всеобщности и общеобязательности, поскольку оно:

- издано полномочным органом государственной власти Республики Адыгея - Кабинетом Министров Республики Адыгея;

- содержит предписания общего характера, а именно: указание на приоритетные направления развития экономики республики; охрану природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии Фишт-Оштенского массива, хребта Джигурсан и высокогорного плато Лаго-Наки;

является актом постоянного действия, поскольку срок прекращения его действия в постановлении не определен и на день рассмотрения дела в суде не издан правовой акт, отменяющий либо прекращающий его действие;

- рассчитано на многократное обязательное применение, поскольку не только регулирует определенный круг общественных отношений, но содержит и предписания общего характера, адресованные органам государственной власти (Министерству экономического развития и торговли Республики Адыгея совместно с Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям), носящим общеобязательный характер.

Поручение, которое дано органам государственной власти, указанным в анализируемом постановлении, а также результат его исполнения будет распространять свое действие на неопределенно широкий круг лиц, что также свидетельствует о нормативном характере рассматриваемого постановления Кабинета Министров Республики Адыгея.

Признавая утратившими силу нормативные правовые акты - решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Адыгейской автономной области от 26 января 1990 года N 20 и постановление Правительства Республики Адыгея от 13 августа 1992 года N 234, анализируемое постановление Кабинета Министров Республики Адыгея направлено на прекращение правовых норм, изложенных в названных актах. Следовательно, данное постановление Кабинета Министров Республики Адыгея, находясь в системной связи с нормативными актами, которое оно отменяет, в свою очередь, также является по своей форме нормативным.

Кабинет Министров Республики Адыгея как орган государственной власти, принимая постановления, выражает волю государства, т.е. в конечном счете, волю народа Республики Адыгея, которому в соответствии с Конституцией Республики Адыгея (статья 2) принадлежит власть в республике и который осуществляет эту власть в различных формах. Данное положение также подтверждает наличие признака нормативности в анализируемом постановлении Кабинета Министров Республики Адыгея.

Таким образом, по смыслу сделанных выводов названный акт Кабинета Министров Республики Адыгея не связан с функционированием правоотношений, а лишь порождает их, т.е. выполняет учредительную роль по отношению к юридическим фактам, что дает основание назвать его нормативным с точки зрения формы.

Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 официально опубликовано в Собрании законодательства Республики Адыгея (декабрь 2003 года, N 12), что подтверждает его официальный характер как нормативного акта и вытекает из установленного Конституцией Республики Адыгея требования неукоснительного опубликования нормативных правовых актов (пункт 6 статьи 6).

6. Из ранее изложенного следует, что постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка" по формально-юридическому признаку является актом, носящим нормативный характер, т.е. нормативным правовым актом, право издавать который предоставлено Кабинету Министров Республики Адыгея Конституцией Республики Адыгея (пункт 3 статьи 86).

Следовательно, постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 по форме соответствует Конституции Республики Адыгея.

На основании изложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 71, статьями 72, 72.1, 73, 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея

постановил:

1. Признать постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка" по форме нормативным правовым актом, соответствующим Конституции Республики Адыгея.

2. Конституционно-правовой смысл постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка", выявленный в настоящем постановлении, является общеобязательным и исключает в правоприменительной практике любое иное его истолкование.

3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Советская Адыгея", "Адыгэ макъ", в сборнике "Собрание законодательства Республики Адыгея".

Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".

 

Конституционный Суд Республики Адыгея

N 2-П