Постановление КС РА от 24 марта 2004 года

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Конституционного Суда Республики Адыгея

 

о привлечении Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея к ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда Республики Адыгея по запросу Совета народных депутатов муниципального образования «Кировский сельский округ»

 

город Майкоп 24 марта 2004 года

 

Конституционный Суд Республики Адыгея в составе председателя В.А. Купина, судей О.М. Кулинченко, Н.А. Хазешук, с участием представителя стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Республики Адыгея, Совета народных депутатов муниципального образования "Кировский сельский округ" В.И. Черненко, председателя Совета народных депутатов; представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Л.А. Скабалы, начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, руководствуясь статьей 101 (пункт 7) Конституции Республики Адыгея, статьей 87 (пункт 5), статьей 118 (часть 2) Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", рассмотрел в открытом заседании дело о привлечении законодательного органа государственной власти Республики Адыгея - Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея к ответственности за неисполнение решений суда.

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Совета народных депутатов муниципального образования "Кировский сельский округ" о проверке соответствия отдельных положений Закона Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2004 год" Конституции Республики Адыгея и федеральному законодательству, а также о привлечении Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея к ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда Республики Адыгея.

Основанием к рассмотрению дела явилось обнаружившееся неисполнение Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея ранее вынесенных решений Конституционного Суда Республики Адыгея по вопросу, изложенному в обращении заявителя.

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Купина, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Кабинета Министров Республики Адыгея - Т.Н. Мирошниченко, консультанта отдела Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики по взаимодействию с Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея и органами местного самоуправления; Совета народных депутатов муниципального образования "Майкопский район" - Г.Я. Орловой, председателя Совета народных депутатов; Прокуратуры Республики Адыгея - А.В. Родионовой, помощника прокурора Республики Адыгея, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея

установил:

1. Определением Конституционного Суда Республики Адыгея от 06.02.2004 N 4-О Совету народных депутатов муниципального образования "Кировский сельский округ" было отказано в принятии к рассмотрению запроса в части проверки отдельных положений Закона Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2004 год" на соответствие Конституции Республики Адыгея, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Республики Адыгея ранее были приняты решения, сохраняющие свою силу.

Кроме того, Совет народных депутатов муниципального образования "Кировский сельский округ" в этом же запросе просит привлечь к ответственности Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея за неисполнение решений Конституционного Суда Республики Адыгея.

По мнению заявителя, законодательный орган государственной власти Республики Адыгея уклоняется от исполнения решений Конституционного Суда Республики Адыгея, не исполняет требования пункта 1 статьи 94 Конституции Республики Адыгея, за что должен быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 118 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея".

2. Исходя из того, что Конституция Российской Федерации в пункте "н" части 1 статьи 72 и Конституция Республики Адыгея в подпункте "н" пункта 1 статьи 54 установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления относят к вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Адыгея, а также исходя из требований статьи 6 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", предметом исследования Конституционного Суда Республики Адыгея по данному делу являются нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Адыгея, регулирующие вопросы ответственности органов государственной власти Республики Адыгея за неисполнение законов и решений суда.

3. Правовая позиция Конституционного Суда Республики Адыгея по поводу самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также в подтверждение того, что принцип самостоятельности может быть обеспечен только при наличии местного бюджета, неоднократно подтверждалась в ряде решений Конституционного Суда, в частности: о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении") (постановление от 15.09.1999 N 8-П); о разрешении спора о компетенции между Советом народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа и Советом народных депутатов Красногвардейского района по вопросу формирования бюджета муниципального образования (постановление от 02.07.2001 N 3-П); о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея от 08.10.1997 N 54 "О местном самоуправлении" (постановление от 15.06.2001 N 2-П); о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2002 год" (постановление от 23.07.2002 N 9-П); об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета народных депутатов муниципального образования "Кировский сельский округ" о проверке соответствия отдельных положений Закона Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2004 год" Конституции Республики Адыгея и федеральному законодательству (определение от 6 февраля 2004 года N 4-О).

4. Так, в постановлении от 02.07.2001 N 3-П Конституционный Суд Республики Адыгея отмечал, что наличие собственных источников доходов местного бюджета, право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок расходования средств местного бюджета являются основным содержанием правового принципа самостоятельности местных бюджетов. Далее Конституционный Суд Республики Адыгея указал, что в результате анализа нормативной правовой базы Республики Адыгея, регулирующей компетенцию местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в вопросах установления местных налогов и сборов, обнаружилась неопределенность законодательного регулирования в отношении полномочий как представительных органов местной государственной власти, так и представительных органов местного самоуправления в вопросах установления местных налогов и сборов, порядка их зачисления в районный бюджет и бюджет местного самоуправления, в определении размеров межбюджетных нормативных отчислений и собираемых налогов. Конституционный Суд Республики Адыгея признал, что подобная несогласованность в правовой системе Республики Адыгея недопустима, поскольку создает трудности правоприменительной деятельности и ограничивает право органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и установлении местных налогов и сборов, взимаемых на территории муниципального образования, в формировании, утверждении, исполнении бюджета муниципального образования, принятии планов и программ социально-экономического развития сельского округа, относящихся к компетенции Совета народных депутатов сельского округа. Неопределенность нормативного акта допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит к нарушению законно установленного принципа самостоятельности местных бюджетов.

В Постановлении от 23.07.2002 N 9-П Конституционный Суд Республики Адыгея указал на тот факт, что республиканский законодатель игнорирует решения Конституционного Суда Республики Адыгея и до настоящего времени не привел законодательные акты Республики Адыгея в бюджетной сфере в соответствие с Конституцией Республики Адыгея и федеральным законодательством, и вновь потребовал положения Закона Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2002 год", признанные не соответствующими Конституции Республики Адыгея, привести в соответствие с ее нормами.

Бюджетный закон является законодательным актом, устанавливающим бюджет на конкретный период, сроки и порядок его действия, основные назначения по бюджетным ресурсам и бюджетным ассигнованиям. По своему нормативному правовому содержанию он не должен противоречить Конституции Республики Адыгея, республиканскому законодательству.

Учитывая особенности бюджетного периода и место бюджетного закона в системе правового регулирования, названные Постановления Конституционного Суда Республики Адыгея должны быть исполнены принятием соответствующего закона Республики Адыгея на очередной бюджетный год.

Поэтому ежегодное принятие бюджета с противоречиями, выявленными в решениях суда, является юридической попыткой законодателя преодолеть решения Конституционного Суда Республики Адыгея повторным принятием акта, признанного неконституционным, что нарушает требования статьи 77 (часть 2) Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея".

4. Исходя из конституционных положений совместного ведения по вопросам местного самоуправления (подпункт "н" пункта 1 статьи 54 Конституции Республики Адыгея, подпункт "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), Конституционный Суд Республики Адыгея в вышеназванном Постановлении давал оценку оспариваемых положений во взаимосвязи со всей системой действующего правового регулирования соответствующих отношений на федеральном и республиканском уровнях и неоднократно указывал Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея, что нормы оспариваемых республиканских законов противоречат не только Конституции Республики Адыгея, но и федеральным законам. Несмотря на это, республиканский законодатель игнорировал решение Конституционного Суда Республики Адыгея и в Законе Республики Адыгея "О республиканском бюджете на 2004 год" вновь не решил вопроса об обеспечении самостоятельности бюджетов на уровне поселковых, сельских, муниципальных образований.

Таким образом, факт нарушения Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея решений Конституционного Суда Республики Адыгея по вопросу, изложенному в обращении заявителем, установлен Конституционным Судом Республики Адыгея в заседании. Следовательно, имеются основания для привлечения Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея к ответственности.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 71, статьями 72, 73, 79, 82, 118 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея

постановил:

1. Признать факт неисполнения решений Конституционного Суда Республики Адыгея законодательным органом государственной власти - Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея и необходимость привлечения Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея к ответственности, предусмотренной Конституционным законом Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея". Однако, учитывая, что механизм исполнения решений Конституционного Суда Республики Адыгея не урегулирован действующим законодательством, Конституционный Суд Республики Адыгея считает необходимым направить данное Постановление Президенту Республики Адыгея для решения вопроса о принятии мер конституционно-правового характера, установленных Конституцией Республики Адыгея и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

2. В соответствии с частями 1, 2 статьи 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

3. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в республиканских газетах "Советская Адыгея" и Адыгэ макъ", в официальном печатном издании муниципального образования "Майкопский район", а также в "Собрании законодательства Республики Адыгея" и "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".

 

Конституционный Суд Республики Адыгея

N 1-П