Послание КС РА 2005

Принято Конституционным Судом Республики Адыгея 24 ноября 2005 года

 

ПОСЛАНИЕ

Конституционного Суда Республики Адыгея Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея

О состоянии конституционной законности в Республике Адыгея

 

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» Конституционный Суд Республики Адыгея подготовил и направляет настоящее послание высшему законодательному (представительному) органу государственной власти Республики Адыгея о состоянии конституционной законности в республике, деятельности Конституционного Суда Республики Адыгея по укреплению и повышению правового сознания органов власти всех уровней, должностных лиц и граждан, неукоснительному соблюдению Конституции Республики Адыгея.

Конституция и конституционное правосудие являются существенными элементами правовой культуры общества, важным фактором обеспечения прав и свобод гражданина и человека. Целью конституционного правосудия является обеспечение и защита верховенства и прямого действия Конституции на всей территории республики, утверждение законности, укрепление правопорядка, воспитание в гражданах уважения к Конституции.

В текущем году исполнилось 10 лет Конституции Республики Адыгея, которая определила правовой статус республики, закрепила демократические принципы формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, установила законодательную основу для решения социально-экономических и общественно-политических задач. И самое главное - высшей ценностью она провозгласила человека, его личные права и свободы. Конституционный Суд Республики Адыгея является тем органом государственной власти, который стоит на защите этих установлений.

Конституционный Суд Республики Адыгея не наделен правом рассмотрения дел по своей инициативе. Конституционное судопроизводство осуществляется на основании обращений, поступивших в Конституционный Суд.

За период, прошедший со дня представления Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея послания в 2002 году, по настоящее время Конституционный Суд Республики Адыгея рассмотрел по существу 32 дела. По 14 делам приняты постановления, по 18 делам - определения.

Отдельные постановления и определения суда имеют правовые позиции по ряду вопросов, регламентирующих законодательный процесс, позволяющие восполнить пробелы и внести изменения в действующее законодательство, привести его в соответствие с федеральным законодательством.

Это - определение Конституционного Суда Республики Адыгея по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Гермес-Авто» на нарушение конституционных прав его работников отдельными положениями Закона Республики Адыгея «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»; постановление Конституционного Суда Республики Адыгея по делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 статьи 2 «Переходные положения» Конституционного закона Республики Адыгея «О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея» в связи с запросами Советов народных депутатов Кировского и Красноульского сельских округов Майкопского района; постановление Конституционного Суда Республики Адыгея по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея «О транспортном налоге» в связи с коллективной жалобой общества с ограниченной ответственностью «Анит»; постановление Конституционного Суда Республики Адыгея по делу о проверке конституционности постановления Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея «Об упорядочении права пользования Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея служебными помещениями»; определение Конституционного Суда Республики Адыгея по жалобе гражданки Васильевой Н.П. на нарушение ее конституционных прав постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп»; постановление Конституционного Суда Республики Адыгея по делу о проверке соответствия Конституции Республики Адыгея положений Закона Республики Адыгея от 3 декабря 2002 года № 102 «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея».

В Республике Адыгея право на обращение в Конституционный Суд при надлежит значительному количеству субъектов. Анализ запросов в Конституционный Суд Республики Адыгея по обращающимся субъектам позволяет выявит следующее:

от Президента Республики Адыгея поступило 1 обращение;

от Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея - 6 обращений;

от Кабинета Министров Республики Адыгея - 1 обращение;

от представительных органов муниципальных образований - 5 запросов;

от глав муниципальных образований - 2 запроса;

от депутатов Государственного Совета-Хасэ - 5 обращений;

по коллективным и индивидуальным жалобам - 12 обращений.

На предмет соответствия Конституции Республики Адыгея Конституционным Судом проверено 12 законов Республики Адыгея, 3 указа Президента Республики Адыгея, одно постановление Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, одно постановление Кабинета Министров и другие нормативные правовые акты. По результатам рассмотренных дел признаны соответствующими и не противоречащими Конституции Республики Адыгея отдельные положения 4 нормативных правовых актов. Отдельные нормы 4 законов Республики Адыгея признаны не соответствующими Конституции Республики Адыгея.

Общим критерием признания отдельных положений нормативных правовых актов Республики Адыгея не соответствующими Конституции послужило несоблюдение установленного статьей 6 Конституции Республики Адыгея принципа, в соответствии с которым Конституция Республики Адыгея обладает высшей юридической силой и все законы и нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Нарушение принципа разделения властей, предусмотренного статьей 7 Конституции Республики Адыгея, приводит к превышению своих полномочий отдельными государственными органами, к ущемлению прав местного самоуправления. Причиной признания отдельных норм ряда законов не соответствующими Конституции Республики Адыгея является и то, что на стадии их разра­ботки не всегда детально анализируется федеральное законодательство. Дублирование законов нельзя назвать законотворческим процессом. Конституционный Суд Республики Адыгея не вмешивается в законотворческий процесс, однако следует отметить следующие негативные процессы в нем. К сожалению, остаточный характер законодательства субъекта затрудняет выделить отсылочные нормы федерального законодательства к республиканским законам. Но это не означает, что республиканский законодатель должен своим законом воспроизводить нормы федерального закона вплоть до нормативных дефиниций. Сложившаяся практика подготовки проектов законов уже изначально порождает противоречия между республиканским законом и Конституцией Республики Адыгея, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Кроме этого, правоприменитель вынужден постоянно обращаться к тексту федерального закона, что понижает правовую значимость республиканского закона.

От того, насколько эффективно и слаженно действуют все институты государственной власти, насколько издаваемые законы соответствуют Конституции Республики Адыгея, настолько и зависит в целом чистота всей правовой системы, авторитет государственной власти и общественно - политическая стабильность в республике.

Конституционный Суд Республики Адыгея не выходит за рамки конституционного правосудия и не идет на решение вопросов политического характера.

Любой государственный орган, уважающий Конституцию Республики Адыгея и неуклонно ей следующий, не станет принимать законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие ей, а в случаях их принятия – незамедлительно устранит допущенные нарушения.

Во исполнение решений Конституционного Суда органы законодательной и исполнительной власти вносят соответствующие изменения или отменяют полностью признанные судом неконституционными нормы. Это касается Законов Республики Адыгея «О транспортном налоге», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», «О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея», постановления Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп». Такая практика имеет большое политическое значение, так как высшие органы государственной власти республики демонстрируют свое уважительное отношение к праву, поднимая свой собственный авторитет.

Анализ деятельности Конституционного Суда Республики Адыгея приводит к выводу, что уровень конституционной законности в республике удовлетворительный, но вместе с тем он не достиг того высокого показателя, который присущ демократическому правовому государству.

Следует отметить, что не все решения Конституционного Суда Республики Адыгея исполняются так, как того требует Закон. Неоднократно Конституционным Судом Республики Адыгея рассматривались запросы о проверке конституционности отдельных положений законов Республики Адыгея о республиканском бюджете на 2002, 2004, 2005 годы в части обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, по которым решения Конституционного Суда не исполнялись.

В деятельности Конституционного Суда существуют проблемы, обусловленные отсутствием в республиканском законодательстве положений, регулирующих механизм исполнения решений Конституционного Суда. Отсутствие законодательного механизма исполнения решений Конституционного Суда приводит к ненадлежащей их реализации в правоприменительной практике, в отдельных случаях не учитываются правовые позиции Конституционного Суда при разработке новых нормативных правовых актов.

Конституционный Суд в своей работе придает большое значение толкованию норм Конституции, чем, несомненно, достигается их восполнение. Суд постарался внести ясность в установлении конституционно-правового содержания ряда положений ее норм. По 4 запросам было дано толкование отдельных положений Конституции Республики Адыгея.

Так, по запросу Совета Представителей Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея было вынесено определение об отказе в толковании пункта 5 статьи 64 Конституции Республики Адыгея ввиду отсутствия неопределенности в его понимании, поскольку в соответствии с ним каждая палата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея сама определяет число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

По запросу Совета Республики Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея Конституционным Судом Республики Адыгея было дано толкование пункту 6 статьи 72 Конституции Республики Адыгея, предусматривающему, что в случае отклонения закона Республики Адыгея Советом Представителей Государственного Совета-Хасэ Совет Республики и Совет Представителей Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея вправе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, причем предложение о создании согласительной комиссии может исходить как от Совета Представителей, так и от Совета Республики Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. При этом толкуемая норма Конституции Республики Адыгея не включает в качестве обязательного элемента обязанность Совета Представителей мотивировать свое решение об отклонении закона Республики Адыгея, принятого Советом Республики.

Также по запросам отдельных депутатов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея Конституционным Судом было дано толкование норм пункта 2 и пункта 3 статьи 71! Конституции Республики Адыгея. В вынесенных Судом постановлениях судебное толкование позволило дать развернутое определение действительного содержания и смысла толкуемых конституционных норм и под­твердить их позитивное юридическое содержание.

Особо значимым в практике Конституционного Суда Республики Адыгея является то, что с целью обеспечения прав и свобод, гарантированных федеральным законодательством, в Суд неоднократно обращались граждане, так как считали, что местное законодательство создает препятствия для их реализации. Основанием для таких обращений является статья 18 Конституции Республики Адыгея, которая гарантирует гражданам пользование всеми правами и свободами человека и гражданина, закрепленными Конституцией Российской Федерации и Конституцией Peспублики Адыгея, Всеобщей декларацией прав человека и иными международными правовыми актами.

В ходе конституционного судопроизводства за истекший период поступило 78 обращений. Из них было рассмотрено по существу 12 коллективных и индивидуальных жалоб, по которым были приняты соответствующие решения. Защита прав и свобод человека осуществляется Конституционным Судом не только в ходе конституционно о судопроизводства, но и путем приема, консультаций граждан, обращающихся в Конституционный Суд с устными и письменными жалобами на действия и решения должностных лиц, органов государственной власти Республики Адыгея. Число обращений ежегодно растет. Вопросы касаются в основном нарушения их трудовых, жилищных, земельных прав, налогообложения.

Конституция Республики Адыгея наделила Конституционный Суд Республики Адыгея право, законодательной инициативы.

Реализуя это право, Конституционный Суд активно участвует в законодательном процессе.

Так, Конституционный Суд Республики Адыгея обратился с посланием в Государственный Совет-Хасэ о несоответствии Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству отдельных положений Конституции Республики Адыгея, в котором был сделан подробный правовой анализ Конституции Республики Адыгея показавший необходимость пересмотра отдельных ее статей с целью приведения их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «О статусе судей в Российской Федерации».

Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея и Конституционной комиссии Республики Адыгея было рекомендовано рассмотреть выдвинутые предложения и осуществить меры по приведению отдельных статей Конституции Республики Адыгея в соответствие с федеральным законодательством. И такие меры были приняты.

Опыт работы Конституционного Суда Республики Адыгея показывает, что все основные полномочия, которыми наделен суд, оказались востребованными, несмотря на то, что это сравнительно новый орган и в обществе еще не сформировалась тенденция обращаться в суд по конституционным вопросам.

Ежегодно число конституционных (уставных) судов в Российской Федерации растет. Все суды функционируют согласно соответствующим законам субъектов Российской Федерации. С созданием конституционного (уставного) суда в субъекте завершается процесс формирования системы органов государственной власти, основанной на принципах правового государства, в том числе провозгла­шенном Конституцией Российской Федерации принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Не в полной мере понимая, что с созданием конституционного (уставного) суда государственность субъекта Российской Федерации обретает собственный судебный орган, осуществляющий в форме конституционного судопроизводства судебную власть в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, некоторые руководители регионов недостаточно серьезно относятся к их созданию и функционированию.

Так, после возникших разногласий между губернатором и Уставным Судом города Санкт-Петербурга губернатор обратился к Президенту Российской Федерации о целесообразности дальнейшего функционирования Уставного Суда и возможности передачи его функций и полномочий судам общей юрисдикции. Президентом Российской Федерации было дано аргументированное разъяснение об от­сутствии законных оснований для прекращения деятельности Уставного Суда субъекта федерации, входящего в единую судебную систему Российской Федерации, что закреплено Конституцией Российской Федерации. Чтобы снять все вопросы относительно необходимости существования конституционных (уставных) судов субъектов федерации, необходимо в целях обеспечения полного и независимого осуществления правосудия, установленного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, добиваться финансирования конституционных (уставных) судов субъектов из федерального бюджета.

В настоящее время в России началось реформирование местного самоуправления. Приняты федеральные и региональные законодательные акты, но есть еще немало проблем, и предстоит большой объем работы.

Так, в сентябре текущего года в Конституционный Суд поступил запрос главы муниципальной, образования «Теучежский район» о проверке соответствия Конституции Республики Адыгея отдельных положений Закона Республики Адыгея «О местном самоуправлении».

Заявитель оспаривает конституционность создания двухуровневой системы местного самоуправления, что влечет за собой сокращение и изъятие ряда его полномочий, установленных Уставом муниципального образования «Теучежский район» на момент его избрания.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены формы и методы обеспечения изменений в организации местного самоуправления. Данные нормы воспроизведены в Законе Республики Адыгея «О местном самоуправлении». Оспариваемые положения этого Закона приняты во исполнение вышеназванного Федерального закона. Исходя из требований пункта 2 части 8 статьи 85 данного Федерального закона органы местного самоуправления должны были привести в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В нарушение названной статьи Федерального закона Устав муниципального образования «Теучежский район» на момент рассмотрения дела по существу не был приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Также заявитель полагает, что республиканский законодатель должен был учесть мнение населения, проживающего на территории муниципального образования «Теучежский район», образовывая муниципальные образования со статусом городского (сельского) поселения, ввиду того, что были упразднены сельские (поселковые) округа Теучежского района (Закон Республики Адыгея от 20 мая 2003 года № 140 «Об упразднении муниципальных образований сельских (поселковых) округов Теучежского района»).

Согласно статье 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского (сельского) поселения. В связи с этим был принят Закон Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года № 284 «О наделении муниципального образования «Теучежский район» статусом муниципального района, об образовании муниципальных образований в его составе и установлении их границ», которым образованы муниципальные образования со статусом городского, сельских поселений Теучежского района. Конституционным Судом Республики Адыгея в судебном заседании установлено, что вышеназванный Закон не был обжалован после опубликования.

В ходе конституционного судопроизводства не установлено ограничений для населения Теучежского района в реализации своих прав на осуществление местного самоуправления, а также ущемления прав и законных интересов главы муниципального образования оспариваемыми положениями Закона Республики Адыгея «О местном самоуправлении». Конституционный Суд признал эти положения не противоречащими Конституции Республики Адыгея.

В резолюции - рекомендации Всероссийской научной практической конференции «Модернизация российской государственности начала XXI столетия» отмечается особая востребованность конституционных (уставных) судов, которая обусловлена проводящейся реформой местного самоуправления. После выборов число органов местного самоуправления возросло, и в одном субъекте иногда со­ставляет несколько сот. Причем согласно статье 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в каждом муниципальном образовании полномочия на принятие правовых актов предоставляются как минимум четырем категориям субъектов:

представительному органy муниципального образования;

главе муниципального образования;

председателю представительного органа муниципального образования;

главе местной администрации;

а также иным органам и должностным лицам местного самоуправления. Все это будет способствовать резкому возрастанию локального нормотворчества, их акты можно будет исчислять сотнями тысяч. Высокую значимость приобретает проблема обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации в практике правотворчества органов и должностных лиц муниципальных образо­ваний. Отныне на конституционные (уставные) суды, а там, где их еще нет, на суды общей юрисдикции возложена проверка конституционности актов местного самоуправления. Для выполнения данной работы необходимо внести дополнения в Конституцию Республики Адыгея, в Закон Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея», разрешающие проверку всех нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Подводя итог состоянию конституционной законности в Республике Адыгея, следует сделать вывод о том, что сегодня есть достаточные основания говорить, что общие усилия всех органов государственной власти Республики Адыгея, в том числе и Конституционного Суда, создали необходимые предпосылки для того, чтобы в республике утверждались основные принципы демократического правового государства, чтобы приоритет прав и свобод человека и гражданина стал основой нормотворческой деятельности должностных лиц и органов государственной власти, чтобы верховенство и прямое действие Конституции Республики Адыгея на всей ее территории неуклонно соблюдались.

 

Конституционный Суд Республики Адыгея