Послание КС РА 2003

Принято Конституционным Судом Республики Адыгея 19 февраля 2003 года


ПОСЛАНИЕ

Конституционного Суда Республики АдыгеяГосударственному Совету-Хасэ Республики Адыгея

о несоответствии Конституции Российской Федерациии федеральному законодательству

отдельных положений Конституции Республики Адыгея

 

Конституция (Основной закон) Республики Адыгея принята Законодательным Собранием (Хасэ) - Парламентом Республики Адыгея 10 марта 1995 года.

Конституционно-правовой статус органов государственной власти республики был определен Конституцией Республики Адыгея в отсутствие федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

В настоящее время статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года.

В соответствии со статьей 30 данного Федерального закона законодательство субъектов Российской Федерации в течение двух лет должно быть приведено в соответствие с настоящим Федеральным законом. Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что после издания федерального закона по предмету совместного ведения, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с ним.

Сравнительно-правовой анализ Конституции Республики Адыгея и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что отдельные положения Конституции Республики Адыгея до сих пор (установленный федеральным законом переходный период - два года -закончился в 2001 году) не приведены в соответствие с указанным Федеральным законом, чем нарушается требование части 2 статьи 4, части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

В главе 5 «Президент и исполнительная власть» Конституции Республики Адыгея содержится ряд положений, явно противоречащих Конституции Российской Федерации и Федеральным законам «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации».

1. Так, Конституция Республики Адыгея (статья 74) определяет статус Президента Республики Адыгея как главы государства и главы исполнительной власти. Вместе с тем, в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года не содержится правовых норм, определяющих статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как главы государства и не содержится понятия «глава государства». Конституция Российской Федерации не допускает государственного суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации, признавая государственный суверенитет только за Российской Федерацией. Следовательно, республики в составе Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделять себя признаками суверенного государства.

Согласно статье 2 указанного Федерального закона конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Кроме того, в субъекте Российской Федерации устанавливается и действует система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, то высший исполнительный орган государственной власти возглавляет это высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (ст. 17 ФЗ № 184 от 6.10.1999г.). Из этого следует, что статус Президента Республики Адыгея должен быть приведен в соответствие с положением Федерального закона, в целях унификации единства правового пространства Российской Федерации.

2. Пункт 1 статьи 76 Конституции Республики Адыгея следует привести в соответствие с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указав, что Президентом Республики Адыгея может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом. Такое уточнение необходимо, потому что содержанием понятия «избирательное право» являются два составляющих его элемента - активное (право избирать) и пассивное (право быть избранными) избирательное право.

Кроме того, для реализации пассивной избирательной правосубъектности гражданину Российской Федерации устанавливаются дополнительные условия, в частности, касающиеся возрастного ценза кандидата на пост Президента Республики Адыгея. Поскольку в указанной норме речь идет об условиях реализации именно пассивного избирательного права, следует применять соответствующую правовую терминологию в соответствии с Федеральным законом.

3. Пункт 4 статьи 76 Конституции Республики Адыгея устанавливает, что Президент Республики Адыгея не может быть депутатом Республики Адыгея. Такая правовая категория как «депутат Республики Адыгея» отсутствует в федеральном законодательстве. В целях приведения указанной нормы в соответствие с законодательством Российской Федерации слова «депутатом Республики Адыгея» предлагается заменить на: «не может быть одновременно депутатом высшего законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа местного самоуправления Республики Адыгея».

Кроме того, данную норму предлагается привести в соответствие с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указав, что Президент Республики Адыгея не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

4. Подпункт «в» статьи 78 Конституции Республики Адыгея следует привести в соответствие с подпунктом «а» пункта 7 статьи 18 указанного Федерального закона, поскольку согласно пункту «к» статьи 71 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации не является самостоятельным субъектом международных отношений. Следует также расшифровать, что понимается под словосочетанием «во внутренних отношениях», заменив эту фразу на: «представляет Республику Адыгея в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Адыгея».

5. Подпункт «л» статьи 78 Конституции Республики Адыгея предоставляет право Президенту Республики Адыгея определять структуру органов исполнительной власти, что противоречит подпункту «м» пункта 2 статьи 5, подпункту «в» пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года.

Согласно указанным нормам структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется не высшим должностным лицом, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме закона. Такое установление направлено на реализацию принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации и является одним из элементов системы сдержек и противовесов между законодательной, президентской и исполнительной властью.

6. Подпункт «п» статьи 78 Конституции Республики Адыгея наделяет Президента Республики Адыгея полномочиями по представлению Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея кандидатур для участия в назначении на должности Председателя, заместителей, судей Верховного Суда Республики Адыгея, Председателя, заместителей, судей Арбитражного суда Республики Адыгея и Председателей, заместителей, судей районных судов в установленном федеральным конституционным законом порядке.

Данное положение противоречит части 2 статьи 128 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что судьи федеральных судов назначаются в порядке, установленном федеральным законом. Согласно положениям Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» (статья 6) судьи федеральных судов общей юрисдикции и судьи арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Участие в назначении судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законом не предусмотрено.

Из Конституции Республики Адыгея, ее статьи 70, необходимо также исключить подпункт «ж», согласно которому Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея дает согласие на назначение судей федеральных судов.

7. Пункт 2 статьи 79 Конституции Республики Адыгея следует привести в соответствие с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года, согласно которому указы высшего должностного лица субъекта Федерации не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации и федеральным законам, но также и указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.

8. Статья 81 Конституции Республики Адыгея закрепляет положение о том, что полномочия Президента Республики Адыгея не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности законно избранных органов представительной и законодательной власти. Данное положение не соответствует Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года. Согласно указанному Закону (статья 9 пункты 1,2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом Конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранит их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Таким образом, федеральный законодатель предусматривает возможность привлечения к конституционно-правовой ответственности органы государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также за необеспечение соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам принимаемых (принятых) ими Конституции (устава) и законов.

9. В статье 84 Конституции Республики Адыгея закреплено положение о том, что Кабинет Министров Республики Адыгея - исполнительный орган государственной власти... Эту норму необходимо привести в соответствие с положениями статей 2, 17, 20 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года.

10. Статьи 84, 87 Конституции Республики Адыгея необходимо привести в соответствие с положениями статей 20, 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяющих основы деятельности и полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

11. Статья 86 Конституции Республики Адыгея закрепляет положение о том, что Кабинет Министров Республики Адыгея возглавляет Премьер-министр. Данная норма не соответствует положениям статей 17, 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года, согласно которым Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, Премьер-министр Республики Адыгея не может возглавлять Кабинет Министров Республики Адыгея, при наличии должности Президента Республики Адыгея как высшего должностного лица Республики Адыгея.

12. Подпунктом «а» статьи 87 Конституции Республики Адыгея к ведению Кабинета Министров Республики Адыгея отнесены разработка и представление Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея республиканского бюджета, а также отчета о его исполнении.

Данная норма не соответствует подпунктам «б», «в» пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона, согласно которым в высший законодательный орган субъекта Федерации предоставляется не бюджет, а проект бюджета, а также отчет о его исполнении, а представляет их не исполнительный орган государственной власти, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти.

13. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года (статья 24) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие. Положение статьи 90 Конституции Республики Адыгея о том, что Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея может выразить недоверие члену Кабинета Министров Республики Адыгея, с внесением Президенту Республики Адыгея представления о его отставке, не соответствует положениям статьи 24 указанного Федерального закона, поскольку позволяет выражать недоверие всем членам Кабинета Министров, без исключения, независимо от того, принимал ли Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея участие в назначении на должность членов Кабинета Министров Республики Адыгея или нет. Такое право Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея является чрезмерным вмешательством законодательного органа власти в прерогативы всенародно избранного высшего должностного лица, главы исполнительной власти, создает явный дисбаланс в полномочиях Президента Республики Адыгея и Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, не образует достаточной системы сдержек и противовесов между двумя ветвями власти, поскольку ставит исполнительную власть в подчиненное по отношению к законодательной власти положение, что нарушает статью 10 Конституции Российской Федерации.

14. В соответствии с Конституцией Республики Адыгея (статья 90, пункты 3, 4) Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея не вправе выражать недоверие Премьер-министру Республики Адыгея в течение двух лет со дня вступления его в должность. Постановление Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея о недоверии Премьер-министру принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Эти нормы Конституции Республики Адыгея не соответствуют пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 1999 года, который не ограничивает законодательный (представительный) орган государственной власти временными рамками для выражения недоверия должностным лицам, в назначении на должность которых он принимал участие. Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых на должность принимал участие, законодательный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации принимается в форме постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. А в соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного Федерального закона постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, а не двумя третями голосов, как указано в Конституции Республики Адыгея.

15. Помимо несоответствия федеральному законодательству, в Конституции Республики Адыгея имеются и внутренние противоречия, которые необходимо устранить.

Так, подпункт «р» статьи 78 Конституции Республики Адыгея к полномочиям Президента Республики Адыгея относит назначение официальных представителей Республики Адыгея с согласия Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Данное положение означает, что Президент Республики Адыгея для решения вопроса о назначении официальных представителей, должен получить согласие обеих палат Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.

Вместе с тем, подпункт «д» статьи 701 Конституции Республики Адыгея дачу согласия на назначение официальных представителей относит к ведению Совета Представителей Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.

Таким образом, правовой анализ Конституции Республики Адыгея показал необходимость пересмотра отдельных статей Конституции Республики Адыгея, с целью приведения их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «О статусе судей в Российской Федерации».

Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея и Конституционной комиссии Республики Адыгея рекомендуем рассмотреть настоящее послание и начать осуществление мер по приведению указанных статей Конституции Республики Адыгея в соответствие с федеральным законодательством. Также должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством отдельные положения законов Республики Адыгея «О Президенте Республики Адыгея» и «О Кабинете Министров Республики Адыгея».

 

Конституционный Суд Республики Адыгея