Послание КС РА 2002

Принято Конституционным Судом Республики Адыгея 22 мая 2002 года


П О С Л А Н И Е

Конституционного Суда Республики Адыгея

Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея


О состоянии конституционной законности в Республике Адыгея

 

Настоящее послание подготовлено в соответствии с пунктом четвертым части второй статьи 22 Конституционного закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» и направлено на уведомление высшего представительного и законодательного органа государственной власти Республики Адыгея о состоянии конституционной законности в республике, роли Конституционного Суда Республики Адыгея в ее укреплении, а также на повышение уровня правового сознания органов государственной власти, должностных лиц и граждан, неукоснительное соблюдение ими Конституции Республики Адыгея.

Одним их основных условий существования демократического правового государства является соблюдение конституционной законности, соответствие деятельности всех и каждого основному закону - конституции.

Конституционный надзор, осуществляемый Конституционным Судом Республики Адыгея путем конституционного судопроизводства, - это особый вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных правовых актов Конституции Республики Адыгея. Именно Конституционный Суд Республики Адыгея является тем органом государственной власти республики, который стоит на защите Конституции Республики Адыгея, конституционно установленных прав и свобод человека и гражданина. Исходя из специфики стоящих перед Конституционным Судом Республики Адыгея задач, Суд защищает основы конституционного строя способами, предоставленными ему Конституцией Республики Адыгея, Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Конституционным законом Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея».

Анализ деятельности Конституционного Суда Республики Адыгея за истекший 2001 год позволяет сделать вывод о том, что уровень конституционной законности в республике в целом удовлетворительный, но вместе с тем, он не достиг еще того высокого показателя, который присущ конституционному демократическому правовому государству.

По-прежнему имеют место факты принятия органами государственной власти Республики Адыгея законов и иных нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея, ущемляющих права и свободы граждан, не все решения Конституционного Суда исполняются так, как того требует закон.

В 2001 году в адрес Конституционного Суда Республики Адыгея поступило 12 обращений, характер и предмет которых касается различных сфер жизнедеятельности Республики Адыгея, взаимоотношений органов государственной власти республики между собой, с органами местного самоуправления, гражданами.

Анализ запросов в Конституционный Суд Республики Адыгея по обращающимся субъектам позволяет выявить следующее:

Президент Республики Адыгея - 2 обращения;

Прокурор Республики Адыгея - 4 обращения;

Орган местного самоуправления - 1 обращение;

Граждане - 5 обращений.

Итого: 12 обращений.

Из 12 обращений 10 рассмотрено Конституционным Судом Республики Адыгея по существу, с вынесением соответствующего решения, в том числе 2 обращения, поступившие в конце 2001 года, рассмотрены Конституционным Судом Республики Адыгея в первом квартале 2002 года.

2 обращения граждан в Конституционный Суд Республики Адыгея возвращены им без рассмотрения на основании статьи 40 Конституционного закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» как не подведомственные Конституционному Суду Республики Адыгея.

На предмет соответствия Конституции Республики Адыгея Конституционным Судом Республики Адыгея в 2001 году проверено 5 законов Республики Адыгея, 1 Указ Президента Республики Адыгея, 1 дело рассмотрено по поводу спора о компетенции между местным органом государственной власти и органом местного самоуправления Республики Адыгея.

Среди законов Республики Адыгея, рассмотренных Конституционным Судом в истекшем году, по предмету правового регулирования и отраслям законодательства можно выделить:

- в сфере избирательного законодательства – 1 закон («О выборах Президента Республики Адыгея»);

- в сфере организации государственной власти и местного самоуправления – 2 закона («О местном самоуправлении», «Об администрации города, района»);

- в сфере государственного строительства – 1 закон («О Конституционной комиссии»);

- в экономической сфере – 1 закон («О налоге с продаж»).

По результатам рассмотрения дел признаны соответствующими и не противоречащими Конституции Республики Адыгея отдельные положения трех законов Республики Адыгея, а отдельные нормы этих же трех законов Республики Адыгея признаны не соответствующими Конституции Республики Адыгея и утратившими силу.

Одно дело рассмотрено по запросу Президента Республики Адыгея, по которому в порядке ст.112 Конституционного закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея», Конституционный Суд дал заключение об одобрении пересмотра положений раздела I Конституции Республики Адыгея.

От того, насколько слаженно и эффективно функционируют все институты государственной власти, насколько законодательство, регулирующее их правовой статус, соответствует Конституции Республики Адыгея, зависит авторитет государственной власти в глазах народа, а также стабильность общественно-политической ситуации в Республике Адыгея и Российской Федерации в целом.

Так, в июле 2001 года по запросу Прокурора Республики Адыгея рассмотрен на предмет соответствия Конституции Республики Адыгея ряд статей Закона Республики Адыгея «Об администрации города, района».

Указанным Законом предусматривалось, что полномочия главы администрации города, района могут быть досрочно прекращены ввиду утраты им гражданства Республики Адыгея; выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Адыгея; за нарушение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Адыгея.

Эти нормы Закона Республики Адыгея «Об администрации города, района» признаны не соответствующими Конституции Республики Адыгея как нарушающие право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, выбирать место пребывания и жительства, нарушающие общепризнанный принцип единого гражданства Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, а также нарушающие право каждого гражданина на судебную защиту.

Не затрагивая политические вопросы, разрешая исключительно вопросы права, Конституционный Суд Республики Адыгея неуклонно стоит на защите Конституции Республики Адыгея, конституционных основ построения органов государственной власти, прав и свобод человека и гражданина.

Особое место в решениях Конституционного Суда Республики Адыгея в истекшем году заняли вопросы защиты избирательных прав граждан.

Так, защищая конституционно установленное право граждан быть избранными в органы государственной власти Республики Адыгея, Конституционный Суд Республики Адыгея 13 сентября 2001 года своим решением признал не соответствующими Конституции Республики Адыгея отдельные нормы Закона Республики Адыгея «О выборах Президента Республики Адыгея».

В частности, не соответствующими Конституции Республики Адыгея признаны:

- положения части 1 статьи 33 в той мере, в какой они не предусматривают возможность выдвинуться в порядке самовыдвижения гражданину Российской Федерации, обладающему избирательным правом и проживающему на территории Российской Федерации;

- положения части 5 статьи 33, части 12 статьи 34, предусматривающие на стадии выдвижения кандидата представление сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и детей;

- положения части 1 статьи 56, предусматривающие обязанность кандидата открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда после регистрации Центральной избирательной комиссией Республики Адыгея уполномоченных представителей выдвинувшего его избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы, и как не обеспечивающие кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, открыть такой счет.

Анализ рассмотренных Конституционным Судом Республики Адыгея категории дел свидетельствует о том, что во взаимоотношениях органов государственной власти Республики Адыгея с органами местного самоуправления имеет место неправомерное перераспределение компетенции между ними.

По спору о компетенции между Советом народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа и Советом народных депутатов Красногвардейского района Конституционный Суд Республики Адыгея 02 июля 2001 года вынес постановление, в котором указал, что установление местных налогов и сборов, взимаемых на территории муниципального образования, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования, принятие планов и программ социально-экономического развития сельского округа относится к компетенции Совета народных депутатов Хатукайского сельского округа, а не к компетенции Совета народных депутатов Красногвардейского района.

Данное решение Конституционного Суда Республики Адыгея послужило своего рода «катализатором», свидетельствующим о необходимости реформы местного самоуправления, проводимой в Республике Адыгея в настоящее время.

В истекшем году Конституционный Суд не только рассматривал на предмет соответствия Конституции Республики Адыгея отдельные законы и иные нормативные акты, но решал и иные вопросы в пределах своей компетенции.

В 2001 году в Конституционный Суд Республики Адыгея обратился Президент Республики Адыгея с запросом о даче заключения на проект Конституционного закона Республики Адыгея «О поправках к разделу I Конституции Республики Адыгея».

В соответствии со статьей 111 Конституции Республики Адыгея положения раздела I Конституции Республики Адыгея могут быть пересмотрены Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея при наличии положительного заключения Конституционного Суда Республики Адыгея.

Руководствуясь данной конституционной нормой, а также учитывая необходимость укрепления конституционной законности, приведения законодательства Республики Адыгея в соответствие с федеральным законодательством, Конституционный Суд Республики Адыгея одобрил инициируемый Президентом Республики Адыгея пересмотр отдельных положений главы I Конституции Республики Адыгея для приведения их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и в целях выполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по делу о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан.

В ходе осуществления конституционного правосудия Конституционный Суд Республики Адыгея проверяет конституционность не только законов, принятых Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея, но также и подзаконных нормативных правовых актов, в частности, указов Президента Республики Адыгея.

В 2001году по запросу Прокурора Республики Адыгея Конституционным Судом рассмотрено дело о проверке конституционности отдельных положений Указа Президента Республики Адыгея от 28 февраля 1997 года № 50 «О мерах по повышению роли глав администраций городов и районов Республики Адыгея в системе органов исполнительной власти Республики Адыгея».

Данным Указом на главу администрации города, района возлагалось осуществление функций представителя Президента Республики Адыгея на соответствующей территории.

В судебном заседании представитель Президента Республики Адыгея представил Указ Президента Республики Адыгея, которым оспариваемый в Конституционном Суде Указ признан утратившим силу.

Производство по данному делу Конституционным Судом было прекращено, так как согласно части 2 статьи 43 и статье 63 Конституционного закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен к началу или в период рассмотрения дела, рассмотрение дела подлежит прекращению.

В 2001 году с запросами о проверке конституционности законов обращался непосредственно Президент Республики Адыгея, наделенный этим правом законом.

В частности, по запросу Президента Республики Адыгея Конституционный Суд Республики Адыгея в декабре 2001 года проверил конституционность Закона Республики Адыгея «О Конституционной комиссии Республики Адыгея». Анализ норм данного Закона и сопоставление их с Конституцией Республики Адыгея позволили Конституционному Суду сделать вывод и принять решение о соответствии Конституции Республики Адыгея Закона Республики Адыгея «О Конституционной комиссии Республики Адыгея», что сняло неопределенность в понимании назначения этого органа.

Общими критериями признания отдельных положений вышеперечисленных законов и нормативных правовых актов Республики Адыгея не соответствующими Конституции Республики Адыгея послужили следующие обстоятельства: несоблюдение установленного статьей 6 Конституции Республики Адыгея принципа, в соответствии с которым Конституция Республики Адыгея обладает высшей юридической силой, и все законы и нормативные правовые акты не должны ей противоречить; нарушение предусмотренного статьей 7 Конституции Республики Адыгея принципа разделения властей, приводящее к превышению своих полномочий отдельными государственными органами, к ущемлению прав местного самоуправления. Кроме того, причинами признания ряда законов не соответствующими Конституции Республики Адыгея является и то, что на стадии их разработки отдельные законопроекты не подвергаются глубокой правовой экспертизе, не всегда детально анализируется федеральное законодательство по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Эти причины приводят к тому, что ряд законов явно не соответствует федеральному законодательству (например, Закон Республики Адыгея «Об администрации города, района»), а в некоторые из них вносятся изменения почти сразу после их принятия.

Так, Закон Республики Адыгея «О выборах Президента Республики Адыгея» принят Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея 2 августа 2001 года.

13 сентября 2001 года Конституционный Суд Республики Адыгея признал отдельные его нормы не соответствующими Конституции Республики Адыгея.

Исполняя решение Конституционного Суда Республики Адыгея, в ноябре 2001 года Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея привел названный Закон в соответствие с Конституцией Республики Адыгея.

Следует отметить, что указанные факторы, а также частое внесение поправок в Конституцию Республики Адыгея отрицательно влияют на состояние конституционной законности в республике. Кроме того, немаловажным моментом, способствующим нестабильности конституционной законности, является длительный период между внесением поправок в Конституцию Республики Адыгея и приведением в соответствие с Конституцией Республики Адыгея законов Республики Адыгея.

Одним из главных назначений Конституционного Суда Республики Адыгея является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Статья 19 Конституции Республики Адыгея устанавливает, что человек, его права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием и обязывают законодательную, исполнительную власти и местное самоуправление к их соблюдению.

Это конституционное установление обязывает Конституционный Суд Республики Адыгея к тому, чтобы практически каждое его решение в конечном счете было направлено на защиту прав и свобод человека и гражданина, на то, чтобы суд «корректировал» действия законодателя в сторону соблюдения Конституции Республики Адыгея, признания ее верховенства и прямого действия на всей территории Республики Адыгея.

Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется Конституционным Судом не только в ходе конституционного судопроизводства, но и путем приема, консультаций граждан, обращающихся в Конституционный Суд с устными и письменными жалобами на действия и решения должностных лиц и органов государственной власти Республики Адыгея.

Общая проблема, объединяющая большинство жалоб, - это, чаще всего, необоснованный отказ в разрешении жалобы по существу, неправомерное увеличение сроков ее рассмотрения. Наибольшее количество жалоб касается вопросов налогообложения, прав землепользования, трудовых прав граждан.

По этому поводу еще в послании, анализирующем состояние конституционной законности в республике за 1998 год, Конституционный Суд Республики Адыгея рекомендовал Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея в первоочередном порядке принять Закон Республики Адыгея «О порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан». Однако такой закон до настоящего времени не принят. Не принят Государственным Советом-Хасэ и еще ряд законов, рекомендованных к принятию Конституционным Судом Республики Адыгея.

Среди них следует назвать законы Республики Адыгея: «О статусе столицы Республики Адыгея», «О порядке официального использования государственных символов Республики Адыгея», «Об отзыве депутата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея» и ряд других законов.

Их принятие необходимо для создания стабильного правового поля во взаимоотношениях человека и гражданина, с одной стороны, и государства в лице его органов - с другой. Необходимо также в кратчайшие сроки завершить процесс внесения поправок в Конституцию Республики Адыгея.

Анализируя состояние конституционной законности в республике, следует затронуть вопрос об исполнении решений Конституционного Суда Республики Адыгея. Этот показатель как никакой иной свидетельствует об отношении к Конституции Республики Адыгея должностных лиц и органов государственной власти республики. Государственный орган, уважающий Конституцию Республики Адыгея и неуклонно ей следующий, не станет принимать законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции, а в случаях их принятия – незамедлительно устранит допущенные нарушения.

В целом необходимо отметить, что решения Конституционного Суда Республики Адыгея добросовестно исполняются теми, кому они адресованы.

Так, постановлением Конституционного Суда Республики Адыгея от 13 сентября 2001 года признаны не соответствующими Конституции Республики Адыгея отдельные нормы Закона Республики Адыгея «О выборах Президента Республики Адыгея». Указанные несоответствия устранены Законом Республики Адыгея от 26.11.2001г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея «О выборах Президента Республики Адыгея».

Постановлением Конституционного Суда Республики Адыгея от 30 июля 2001 года признаны не соответствующими Конституции Республики Адыгея некоторые положения Закона Республики Адыгея «Об администрации города, района». Данные несоответствия устранены Законом Республики Адыгея от 18.12.2001г. «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «Об администрации города, района».

Вместе с тем, следует сказать, что далеко не все решения Конституционного Суда Республики Адыгея исполняются так, как того требует статья 77 Конституционного закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея».

В частности, в постановлении Конституционного Суда Республики Адыгея от 22 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений указов Президента Республики Адыгея от 30 мая 1994 года № 85 «Об особо охраняемой эколого-туристской территории «Фишт Республики Адыгея», от 28 июля 1994 года № 114 «Об утверждении Положения об особо охраняемой эколого-туристской территории «Фишт» Конституционный Суд рекомендовал Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея принять Закон Республики Адыгея «Об особо охраняемой территории «Фишт». Такой закон Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея принят не был. А в настоящее время, как известно, Указом Президента Республики Адыгея от 04.04.2002г. № 91 особо охраняемая эколого-туристская территория «Фишт» упразднена.

Еще в 1999 году решением Конституционного Суда Республики Адыгея было признано не соответствующим Конституции Республики Адыгея положение части третьей статьи 16 Закона Республики Адыгея «О Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея» о том, что Председатель Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея может быть освобожден от занимаемой должности решением Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, принимаемым двумя третями голосов от общего числа депутатов. Соответствующие изменения в указанный Закон Республики Адыгея не внесены.

Аналогично обстоит дело и со статьей 18 Закона Республики Адыгея «О Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея», предусматривающей формирование Президиума Госсовета и определяющей его полномочия, которая в апреле 1999 года решением Конституционного Суда Республики Адыгея признана не соответствующей Конституции Республики Адыгея, однако Закон до настоящего времени не приведен в соответствие с указанным Постановлением Конституционного Суда Республики Адыгея.

Решением Конституционного Суда Республики Адыгея от 15 июня 2001 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея «О местном самоуправлении» признан не соответствующим Конституции Республики Адыгея ряд статей указанного Закона, в том числе положение части 2 статьи 23, согласно которому Законом установлено предельное минимальное число депутатов представительного органа местного самоуправления. Указанное несоответствие Конституции Республики Адыгея республиканским законодателем не устранено, хотя установление Законом предельного минимального числа депутатов представительного органа местного самоуправления недопустимо, поскольку это ограничивает право местного самоуправления самостоятельно в своих уставах определять количественный состав представительного органа местного самоуправления с учетом размеров территории населенных пунктов и поселений, численности населения и других особенностей муниципального образования.

Конституция Республики Адыгея наделила Конституционный Суд Республики Адыгея не только правом осуществлять конституционное правосудие, но и правом законодательной инициативы.

Реализуя это право, Конституционный Суд Республики Адыгея в истекшем году активно участвовал в законодательном процессе путем внесения предложений о дополнении, изменении законопроектов, инициируемых иными субъектами права законодательной инициативы.

Так, в 2001 году Конституционный Суд Республики Адыгея обращался в Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея с предложениями о внесении изменений и дополнений к следующим законопроектам Республики Адыгея:

- к проекту конституционного закона Республики Адыгея «О поправках к статьям 68-73 Конституции Республики Адыгея», касающихся организации деятельности высшего органа государственной власти Республики Адыгея – Государственного Совета;

- к проекту конституционного закона Республики Адыгея «О внесении изменения в Конституционный закон Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея», направленного на приведение данного Закона в соответствие с федеральным законодательством;

- к Регламенту Совета Представителей в части, касающейся процедуры избрания судей Конституционного Суда Республики Адыгея и назначения на должности мировых судей, а также порядка принесения присяги судьей Конституционного Суда Республики Адыгея.

Вносились также предложения по поводу поправок в Конституцию Республики Адыгея, посвященных устранению внутренних противоречий Конституции Республики Адыгея, а также приведения отдельных ее норм в соответствие с федеральным законодательством по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и Республики Адыгея.

Подводя итог состоянию конституционной законности в Республике Адыгея, следует сделать вывод о том, что сегодня есть достаточные основания говорить, что общие усилия всех органов государственной власти Республики Адыгея, в том числе и Конституционного Суда, создали необходимые предпосылки для того, чтобы в республике утверждались основные принципы демократического правового государства, чтобы приоритет прав и свобод человека и гражданина стал основой нормотворческой деятельности должностных лиц и органов государственной власти, чтобы верховенство и прямое действие Конституции Республики Адыгея на всей ее территории неуклонно соблюдалось.


Конституционный Суд Республики Адыгея