Послание КС РА 1999

Принято Конституционной Палатой Республики Адыгея 11 марта 1999 года

ПОСЛАНИЕ

Конституционной Палаты Республики Адыгея

О состоянии конституционной законности в Республике Адыгея

 

Настоящее послание подготовлено в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22 Конституционного закона Республики Адыгея «О Конституционной Палате Республики Адыгея» и имеет целью довести до сведения органов государственной власти республики, участвовавших в формировании Конституционной Палаты Республики Адыгея, итоги работы Конституционной Палаты Республики Адыгея со дня ее создания по настоящее время, а также состояние конституционной законности в Республике Адыгея, проанализированное по результатам обращений в Конституционную Палату Республики Адыгея, и рассмотренных ею дел. 29 октября 1997 года на XXIII сессии Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея в соответствии с пунктом «м» статьи 70 Конституции Республики Адыгея сформирована Конституционная Палата Республики Адыгея.

Создание Конституционной Палаты судебного органа

конституционного контроля в республике - стало еще одним важнейшим этапом становления государственности Адыгеи. С избранием Конституционной Палаты в Республике Адыгея фактически завершилось формирование органов государственных властных институтов, предусмотренных Конституцией Республики Адыгея. Формирование Конституционной Палаты явилось важным шагом на пути к строительству демократического правового государства.

Важным принципом построения правового государства, как известно, является система разделения властей. В Конституции Республики Адыгея указанный принцип нашел отражение в статье 7: «Государственная власть в Республике Адыгея осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют в пределах своих полномочий самостоятельно, взаимодействуя друг с другом».

Согласованное функционирование и конструктивное взаимодействие органов государственной власти положительно сказывается на состояние конституционной законности в республике.

Конституционная Палата стала органическим элементом системы органов государственной власти республики и совместно с органами законодательной и исполнительной власти способствует укреплению конституционно-правовых основ государственности Адыгеи, защите прав и свобод человека и гражданина.

29 октября 1997 года члены Конституционной Палаты Республики Адыгея были приведены к присяге и торжественно поклялись честно и добросовестно исполнять обязанности членов Конституционной Палаты, защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона, подчиняясь при этом только Конституции Республики Адыгея, ничему и никому более. Эту дату можно считать днем рождения Конституционной Палаты Республики Адыгея.

На своем первом организационном заседании с участием Президента Республики Адыгея и Председателя Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея Палата избрала Председателя, его заместителя и члена-секретаря Конституционной Палаты.

Фактически Конституционная Палата начала действовать с января 1998 года. За время работы Конституционная Палата рассмотрела с принятием соответствующих решений пять дел. Два обращения, Тахтамукайского районного Собрания представителей и группы депутатов Государственного Совета-Хасэ, возвращены без рассмотрения в связи с несоответствием их требованиям Конституционного закона «О Конституционной Палате Республики Адыгея» по форме и содержанию.

Классификация запросов по кругу субъектов, обратившихся в Конституционную Палату, дает следующую картину. Одно обращение было от гражданина, 4 обращения - от группы депутатов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, одно обращение - от Прокурора Республики Адыгея, одно обращение - от Собрания представителей Тахтамукайского района.

Проверке на соответствие Конституции Адыгеи подвергнуты два Указа Президента Республики Адыгея, два постановления Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, одно постановление Кабинета Министров Республики Адыгея.

В январе 1998 года Конституционная Палата рассмотрела запрос Прокурора Республики Адыгея о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 23 июля 1997 года № 187 «О временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея». Данный Указ признан не соответствующим Конституции Республики Адыгея, поскольку Конституция не допускает замещение каких-либо должностей органов местного самоуправления путем назначения органом государственной власти. Местное самоуправление в Республике Адыгея осуществляется гражданами через избираемые ими органы местного самоуправления в порядке и формах, определяемых законом, является самостоятельным, организационно-обособленным институтом народовластия и не входит в систему органов государственной власти.

В феврале 1998 года в Конституционную Палату Республики Адыгея поступил запрос группы депутатов Государственного Совета-Хасэ о проверке конституционности пункта 2 постановления парламента «Об обращении Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея», которым на территории Республики Адыгея приостановлено действие постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 о выдаче и обмене паспортов нового образца гражданина Российской Федерации.

Конституционная Палата Республики Адыгея признала пункт 2 постановления Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея от 26 ноября 1997г. № 311-1 не соответствующим Конституции Республики Адыгея, ее статьям 7 (пункт 1) и 56 (пункт 2), поскольку регламентация порядка выдачи, замены паспорта относится к компетенции исполнительной власти, а законодательный орган республики, принимая решение о приостановлении выдачи паспортов, нарушил принцип разделения властей и вторгся в компетенцию исполнительной власти. Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея, безусловно, имея право выразить свое отношение к проблеме, возникшей в связи с выдачей, заменой паспортов гражданина Российской Федерации, должен был действовать в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Адыгея, т.е. обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации, а не приостанавливать действие на территории Республики Адыгея правового акта, относящегося к совместному ведению Республики Адыгея и Российской Федерации.

Дело по запросу группы депутатов Государственного Совета-Хасэ о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 20 марта 1997 года №86 «О Министре печати, информации и общественно-политического прогнозирования Республики Адыгея» было прекращено производством на основании пункта 2 статьи 43 Конституционного закона «О Конституционной Палате Республики Адыгея».

Согласно данной норме, в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционной Палатой Республики Адыгея производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Указ о назначении министра печати, информации и общественно-политического прогнозирования не касался конституционных прав и свобод граждан, и занимавший этот пост Керашев А.Т., был освобожден от занимаемой должности министра, следовательно, оспариваемый акт утратил свою юридическую силу.

Как показала практика работы не все обращения в Конституционную Палату Республики Адыгея по своему характеру и значению относились к

числу конституционных либо являлись допустимыми с точки зрения подведомственности Конституционной Палаты.

Общим для всех обращений критерием допустимости является непременное условие - они должны соответствовать предназначению и юридической природе Конституционной Палаты Республики Адыгея.

Так, в январе 1998 года в Конституционную Палату Республики Адыгея обратилась группа депутатов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея с запросом о проверке конституционности постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 мая 1997 г. № 123 «Об образовании Адыгейского республиканского клинического лечебно-диагностического объединения».

Оспаривая конституционность постановления Кабинета Министров Республики Адыгея, заявители полагали, что оно противоречит подпункту «ж» пункта 1 статьи 54 Конституции Республики Адыгея, согласно которому координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а лечебно-диагностическое объединение Республики Адыгея было создано без согласования с Министерством здравоохранения Российской Федерации, в связи с этим ссылались на нарушение ведомственных нормативных актов федерального уровня.

В связи с тем, что вопросы реорганизации юридических лиц, а также назначение и освобождение главного врача республиканской больницы, которые рассматриваются в оспариваемом постановлении Кабинета Министров Республики Адыгея, регулируются нормами гражданского и трудового права и были предметом рассмотрения арбитражного суда и суда общей юрисдикции, Конституционная Палата Республики Адыгея отказала в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Госсовета, т.к. запрос по своему характеру и значению не относится к числу конституционных, не является допустимым и не может быть предметом рассмотрения Конституционной Палатой Республики Адыгея.

Вопрос, затрагиваемый в обращениях, должен найти отражение в Конституции Республики Адыгея и по своему значению носить конституционный характер. Только при наличии этих условий, Конституционная Палата Республики Адыгея вправе принимать обращение к рассмотрению.

Правомерность позиции Конституционной Палаты Республики Адыгея подтверждается решениями Конституционного Суда Российской Федерации, который определил, что Конституционный Суд Российской Федерации как судебный орган конституционного контроля проверяет соответствие нормативных актов только Конституции, а не отраслевому законодательству. Это означает, что оспариваемая норма должна быть соотнесена с конкретной конституционной нормой, на которой она основана.

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина - один из главных показателей состояния конституционной законности в обществе и государстве.

Конституция Республики Адыгея закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, а также стоит на их защите.

Одним из способов защиты конституционных прав и свобод является закрепленное в Конституции право обращаться в Конституционную Палату с жалобами на нарушение конституционных прав.

По количеству и характеру поступивших жалоб и обращений Конституционная Палата отмечает, что масштабы нарушения Конституции Республики Адыгея были минимальны и состояние конституционной законности в республике остается стабильным.

За время работы поступило 20 письменных и 45 устных жалоб и обращений. Обращались в основном жители города Майкопа и Майкопского района. В основном это жалобы на нарушения норм уголовно-процессуального кодекса при расследовании и рассмотрении уголовных дел; просьбы оказать помощь в возврате имущества, изъятого в связи с политическими репрессиями; по вопросу вложения ваучеров в конкретные предприятия; разъяснения отдельных статей федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и другие.

На все письменные и устные обращения граждан были даны исчерпывающие ответы работниками Секретариата Конституционной Палаты, отдельные обращения были направлены для рассмотрения в соответствующие органы государственной власти.

По одной жалобе гражданина на неконституционность постановления Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея о приостановке выдачи и обмена паспортов нового образца было отказано в принятии к рассмотрению, поскольку в соответствии с Конституцией республики Конституционная Палата рассматривает жалобы граждан на неконституционность только законов, а не каких-либо иных правовых актов.

В интересах повышения эффективности судебного конституционного контроля было бы целесообразно юридически закрепить положение о праве граждан на обращение в Конституционную Палату по поводу нарушения их конституционных прав и свобод не только законами, но и нормативными актами органов государственной власти, органов местного самоуправления республики.

Общей проблемой всех жалоб является то, что граждане в течение длительного времени не находят ответа на поставленные вопросы от должностных лиц, которым они адресованы, ответы не носят исчерпывающего характера.

Конституционная Палата полагает, что в целях реализации конституционного положения права граждан обращаться лично и коллективно в государственные органы, органы местного самоуправления, а также к должностным лицам, которые обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ, Государственному Совету-Хасэ следует в первоочередном порядке принять закон «О порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан».

Сама Конституция предполагает издание целого ряда законов в развитие конституционных установлений. В Конституции Адыгеи содержится более 50 отсылок или упоминаний законов, принятие которых необходимо для дальнейшего развития конституционных норм. Это важное условие повышения эффективности конституционного регулирования, усиления правовой защищенности Конституции, чтобы исключить ее нарушения. Нормотворческая деятельность должна быть в первую очередь направлена на принятие законов, непосредственно вытекающих из Основного Закона республики.

Все обращения в Конституционную Палату были рассмотрены в установленные законом сроки. Постановления Конституционной Палаты рассылались участникам судебного процесса, органам государственной власти, опубликованы в республиканских газетах «Советская Адыгея» и «Адыгэ макъ».

В соответствии со ст.71 Конституции Республики Адыгея Конституционная Палата обладает правом законодательной инициативы. Реализуя это право, Конституционная Палата изучала законопроекты, принятые Государственным Советом-Хасэ, и давала по ним свои предложения и поправки.

На основании Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации» и Конституции Республики Адыгея только Конституционный Суд Российской Федерации может признать не соответствующим Конституции Российской Федерации закон республики в составе Российской Федерации, принятый по предметам совместного ведения, Конституционная Палата не соответствующим Конституции Адыгеи любой закон республики.

Однако судебная практика судов общей юрисдикции не всегда соответствует этим конституционным установлениям. В Верховный Суд Республики Адыгея было направлено заявление Прокурора Республики Адыгея о признании недействительной статьи 22 Закона Республики Адыгея «О статусе депутата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея». На основании решения Верховного Суда республики от 9 февраля 1998 года данная статья закона о неприкосновенности депутатов в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства признана несоответствующей Конституции Российской Федерации и недействительной. Такое же решение было вынесено и по Указу Президента Республики Адыгея «О некоторых вопросах осуществления регистрационного учета граждан Республики Адыгея». Фактически суд общей юрисдикции признал закон и указ не соответствующими Конституции Российской Федерации, тогда как федеральный законодатель предусмотрел для этого особое конституционное судопроизводство и особый судебный орган - Конституционный Суд Российской Федерации. Осуществление функции конституционного нормоконтроля является специальной задачей федерального конституционного суда и конституционных судов субъектов федерации.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации указано, что полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные акты не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому утратившими юридическую силу.

Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Эта обязанность общих судов на обращение в конституционные суды, палаты с запросом должна выступать важным фактором укрепления законности, совершенствования законодательства, поскольку именно эти суды в своей повседневной деятельности сталкиваются с несовершенством и недостатками юридических норм.

Между Конституционной Палатой и судами общей юрисдикции в лице Верховного Суда, Арбитражного Суда Республики Адыгея имеется определенное единство и понимание того, что все суды функционируют в рамках единого общероссийского правового пространства и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Рассмотренные Конституционной Палатой дела свидетельствуют, что качество отдельных республиканских законов не всегда находится на должном уровне. Например, содержание Закона Республики Адыгея «О порядке присвоения государственным служащим Республики Адыгея квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы, а также о порядке установления квалификационных требований к стажу и опыту работы на государственной службе» не совсем соответствует его наименованию. В тексте указанного закона и в законе «О государственной службе Республики Адыгея» отсутствуют критерии, на основании которых можно определить стаж и опыт государственной службы, необходимый для присвоения государственным служащим квалификационных разрядов и назначения их на соответствующие должности.

8 октября 1997 года был принят Закон Республики Адыгея «О местном самоуправлении». Однако порядок замещения должности главы местного самоуправления в период досрочного прекращения главой своих полномочий на период до проведения выборов законом не был решен, хотя еще в июле был издан Указ Президента Республики Адыгея «О временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея».

Нормотворческая практика показывает, что при подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов не всегда анализируются все нормативные акты, принятые в республике, по конкретному предмету правового регулирования. Не реализованным остался также Указ Президента Республики Адыгея, которым было дано поручение разработать и представить проект закона Республики Адыгея о порядке досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления.

Данный пробел в действующем законодательстве республики до настоящего времени не восполнен, хотя проблема законодательного регулирования данного вопроса существует и является актуальной.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определил, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Данный закон устанавливает, что в субъектах Российской Федерации органами конституционного контроля являются конституционные (уставные) суды. В связи с этим требуется законодательная корректировка наименования Конституционной Палаты республики.

Палата - в конституционном праве название представительных органов государственной власти или отдельных их составных частей (нижняя палата, верхняя палата, палата депутатов, палата общин и т.д.). В других отраслях права палатой называются самые различные органы: нотариальная палата, торгово-промышленная палата, лицензионная палата и т.д.

Согласно пункту 2 статьи 98 Конституции Республики Адыгея судебная власть осуществляется в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Конституционная Палата Республики Адыгея - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, а поэтому название судебного органа должно соответствовать его юридической природе.

Конституционная Палата может выполнять свое предназначение при условии обеспечения в полной мере ее независимости в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях.

Конституционной Палате созданы нормальные условия для осуществления конституционного правосудия, решаются вопросы организационного, финансового и материально-технического обеспечения ее деятельности.

Издан первый номер Вестника Конституционной Палаты, в котором опубликованы решения Палаты за 1998 год.

В плане обеспечения независимости проблемой является отсутствие правовой защиты членов Конституционной Палаты, работающих на непостоянной основе.

Несмотря на то, что конституционные (уставные) суды включены в судебную систему Российской Федерации, в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года каких-либо изменений и дополнений, касающихся судей конституционных судов, не было внесено. В Конституционном законе Республики Адыгея о Конституционной Палате эти юсы также не совсем четко решены... Отсутствие правовых и социальных гарантий для членов Конституционной Палаты, особенно для работающих на непостоянной основе, снижает престиж членов Конституционной Палаты по отношению к судьям судов общей юрисдикции.

Мы считаем, что эти вопросы найдут поддержку и понимание Президента Республики Адыгея, Государственного Совета-Хасэ и Кабинета Министров республики.

Конституционная Палата полагает, что до тех пор, пока Конституция действует, она свята для всех государственных и общественных органов и их должностных лиц, граждан, всех субъектов права, а поэтому призывает всех участников конституционных правоотношений соблюдать и уважать ее, жить и работать по Конституции, поскольку это позволит обеспечивать и дальше конституционную законность в Республике Адыгея и создаст предпосылки к эффективной деятельности государственных структур во благо многонационального народа Адыгеи.

 

Конституционная Палата Республики Адыгея