Определение КС РА: 07 августа 2017 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Конституционного Суда Республики Адыгея

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пищалова Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 статьи 1 Закона Республики Адыгея «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея» и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея «О Порядке предоставления отдельным категориям жителей Республики Адыгея мер социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты» 

город Майкоп                                                                       7 августа 2017 года

Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя
А.К. Тлехатука, судей З.Р. Биржева, И.В. Жидких,

заслушав в заседании заключение судьи З.Р. Биржева, проводившего на основании статьи 41 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» предварительное изучение жалобы гражданина Пищалова Сергея Алексеевича,

у с т а н о в и л :

1. В Конституционный Суд Республики Адыгея 14 июля 2017 года обратился гражданин Пищалов Сергей Алексеевич с жалобой на нарушение его конституционных прав.  

В своей жалобе гражданин Пищалов С.А., являющийся пенсионером по возрасту, имеющий трудовой стаж сорок два года, оспаривает конституционность:

пункта 9 статьи 1 Закона Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года № 278 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея», в соответствии с которым к жителям Республики Адыгея, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки, отнесены лица, имеющие трудовой стаж не менее сорока лет для женщин и не менее сорока пяти лет для мужчин;

постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 февраля 2008 года № 36 «О Порядке предоставления отдельным категориям жителей Республики Адыгея мер социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты», которым определены условия и порядок предоставления мер социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты категориям жителей Республики Адыгея, обозначенным в законе.

По мнению заявителя, региональный законодатель, устанавливая в качестве критерия для получения права на предоставление мер социальной поддержки наличие трудового стажа для женщин не менее сорока лет и для мужчин не менее сорока пяти лет, необоснованно лишает его социальных льгот и пособий, тем самым нарушая его конституционные социальные права, закрепленные в пунктах 1 и 3 статьи 36 Конституции Республики Адыгея.

Кроме того, установленное оспариваемым законом требование к трудовому стажу, необходимому для предоставления меры социальной поддержки, превышает минимальный размер трудового стажа, установленный Федеральным законом «О ветеранах» для получения звания «Ветеран труда».

На основании изложенного, заявитель просит признать пункт 9 статьи 1 Закона Республики Адыгея «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея» и постановление Кабинета Министров Республики Адыгея «О Порядке предоставления отдельным категориям жителей Республики Адыгея мер социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты» не соответствующими статье 36 (пункт 1 и 3) Конституции Республики Адыгея и Федеральному закону «О ветеранах».

2. Конституционный Суд Республики Адыгея, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Конституция Республики Адыгея, провозглашая Республику Адыгея социальным государством и возлагая на нее обязанность – в целях обеспечения государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых граждан -  устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 15), относит установление таких гарантий к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Адыгея (статья 54, подпункт «ж» пункт 1). При этом, определение конкретных способов, условий, объема и порядка предоставления такой поддержки тем или иным категориям граждан - исходя из специфики конкретных правоотношений – отнесено к компетенции законодателя.

Конституционное разграничение полномочий конкретизируется федеральным законодателем, который обладает свободой усмотрения при распределении и перераспределении – в соответствии с обусловленными Конституцией Российской Федерации принципами и целями – государственно-властных полномочий между органами различных территориальных уровней государственной власти, с тем, чтобы обеспечить наиболее эффективный механизм реализации конституционных функций государства, прежде всего его основополагающей функции – защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации) в сферах общественных отношений, выступающих объектами государственного воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 452-О-О).

Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста и ветеранов труда, определение критериев нуждаемости, а также предусмотрел за ними право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Республики Адыгея определил в Законе Республики Адыгея «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея» круг лиц, подпадающих под его действие, отнеся к их числу, в частности, мужчин, имеющих трудовой стаж не менее сорока пяти лет, и женщин – не менее сорока лет. Условия и порядок предоставления мер такой социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты данной категории жителей Республики Адыгея установлены постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея «О Порядке предоставления отдельным категориям жителей Республики Адыгея мер социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты».

Распространяющееся в равной мере на всех получателей трудовых пенсий законодательное требование о наличии указанного трудового стажа, как критерия дифференциации при предоставлении им мер социальной поддержки, не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на ущемление конституционных прав пенсионеров.

Таким образом, оспариваемые заявителем положения, устанавливая критерии для отдельных категорий граждан Республики Адыгея, дающие право на ежемесячную денежную доплату к страховой пенсии, являются частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий лиц, имеющих значительный трудовой стаж, и приняты в рамках имеющихся дискреционных полномочий законодателя Республики Адыгея.

Изменение же установленного критерия дифференциации, к чему фактически сводится требование заявителя, является прерогативой законодателя Республики Адыгея и не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Адыгея, как она определена в статье 101 Конституции Республики Адыгея и статье 3 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея».    

2.2.Статьей 91 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» установлено, что жалоба на нарушение законом Республики Адыгея или иным нормативным правовым актом Республики Адыгея конституционных прав и свобод допустима, если закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.

Анализ приложенных заявителем к жалобе копий ответов руководителей Комитета труда и социальной защиты населения по городу Майкопу и Министерства труда и социального развития Республики Адыгея на его обращения показывает, что они носят разъяснительный, а не правоприменительный характер.

Таким образом, в самой жалобе и приложенных к ней документах отсутствуют копии решений судов или иных органов, подтверждающие применение оспариваемых актов при рассмотрении конкретного дела заявителя.

Следовательно, данная жалоба не соответствует критерию допустимости, предусмотренному пунктом 2 статьи 91 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея», и не может быть принята Конституционным Судом Республики Адыгея к рассмотрению.

2.3. Что касается доводов заявителя о несоответствии оспариваемых положений федеральному законодательству, в частности Федеральному закону «О ветеранах», то проверка законов Республики Адыгея и иных нормативных правовых актов на соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации не входит в полномочия Конституционного Суда Республики Адыгея.

В случаях, если разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Республики Адыгея или в соответствии с требованиями Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» не является допустимым, Конституционный Суд Республики Адыгея согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 43 названного Закона Республики Адыгея принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 43, статьями 90, 91 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея», Конституционный Суд Республики Адыгея

о п р е д е л и л :

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пищалова Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 статьи 1 Закона Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года № 278 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея» и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 февраля 2008 года № 36 «О Порядке предоставления отдельным категориям жителей Республики Адыгея мер социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты», поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Республики Адыгея неподведомственно.

2. Уплаченную при подаче жалобы в Конституционный Суд Республики Адыгея государственную пошлину вернуть заявителю в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее определение подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея».

 

Конституционный Суд

Республики Адыгея

№ 2-О