РЕШЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ КОНСТИТУЦИОННЫХ И УСТАВНЫХ СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проект

РЕШЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ

КОНСТИТУЦИОННЫХ И УСТАВНЫХ СУДОВ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2013 года                                                                                город Казань

Обсудив вопросы осуществления конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации по теме «Защита социальных прав граждан в решениях конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации», участники заседания Консультативного Совета председателей конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации отмечают следующее.

 

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения населения заложены в Конституции Российской Федерации и конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации. В частности, Конституция Российской Федерации закрепляет принцип социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), а также гарантирует каждому социальное обеспечение по соответствующему основанию (статья 39).

Однако определение правовых условий реализации социальной ответственности государства на практике не всегда является гарантией осуществления отдельными органами власти действительно социальной политики. В этой связи действенными механизмами защиты, с помощью которых граждане и общественные объединения могут восстановить и реализовать социальные права и свободы, являются органы регионального конституционного (уставного) судебного контроля.

Конституционные споры по защите социальных прав граждан являются самой распространенной категорией дел органов региональной конституционной (уставной) юстиции, рассматриваемых по жалобам граждан и их объединений. В частности, вопросы, связанные с социальной защитой граждан, превалируют в практике конституционных судов республик Ингушетия, Карелия, Коми, Татарстан, а также уставных судов Калининградской и Свердловской областей.

За более чем двадцатилетний период работы конституционные (уставные) суды рассмотрели обращения по самым разным аспектам социального характера, включая вопросы пенсионного обеспечения, трудового и жилищного законодательства, бесплатного или льготного проезда граждан на общественном транспорте, предоставления льгот и пособий, а также иных мер социальной поддержки малоимущим и другим категориям граждан. Как правило, заявителями по этим делам выступают пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, безработные, иные категории граждан, имеющих право на льготы и пособия, которые наиболее нуждаются в социальной поддержке общества и государства. Многочисленные примеры из практики конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации подтверждают, что указанные категории граждан находят в лице конституционной (уставной) юстиции надежного гаранта сохранения и защиты своих социальных прав.

Правовые позиции, выработанные в порядке осуществления конституционного и уставного судопроизводства, играют важную роль не только в вопросе восстановления основных прав и свобод человека и гражданина, но и выступают ориентирами в развитии законодательства и формировании правоприменительной практики в русле конституционных идей и принципов. Тем самым органы региональной конституционной (уставной) юстиции защищают конституционные права и свободы человека и гражданина, а также устраняют недостатки регионального законодательства, восстанавливают верховенство права и поддерживают социальную справедливость в обществе. В конечном итоге это вносит заметный вклад в укрепление Российской Федерации как правового и социального государства.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации проводят серьезную работу по информационному обеспечению своей деятельности, реализации положений федерального и регионального законодательства об информационной открытости и обеспечении доступа к информации о деятельности судов. В качестве положительного примера можно привести достаточную информативность и своевременную наполняемость официальных сайтов судов в сети Интернет. Вместе с тем вопросы информационного сопровождения деятельности судов требуют более активных и системных усилий для повышения эффективности информирования граждан о проводимой работе, правозащитных возможностях и реализации принятых итоговых решений конституционных (уставных) судов.

Итоговые решения органов регионального конституционного (уставного) правосудия показывают, что по социальным вопросам сложилась устойчивая практика учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и норм международного права.

Исходя из изложенного в целях совершенствования регионального конституционного (уставного) правосудия Консультативный Совет председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации рекомендует:

1. Конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации и в дальнейшем уделять повышенное внимание проблемам, связанным с защитой и восстановлением нарушенных конституционных прав и свобод граждан, в том числе в области социальной защиты и социального обеспечения населения.

2. Конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации необходимо повысить эффективность сотрудничества с органами государственной власти и региональными общественными правозащитными организациями. Конституционным (уставным) судам, в которых уделяется недостаточное внимание этой деятельности, активизировать работу в указанном направлении.

Ввести в практику работы конституционных (уставных) судов организацию и проведение совместно с представителями органов государственной власти и общественных объединений дней бесплатной юридической помощи гражданам, как, например, она оказывается в ряде субъектов Российской Федерации совместно с региональной Общественной приемной Президента Российской Федерации, региональным отделением Ассоциации юристов России.

3. Конституционным (уставным) судам усилить работу с гражданами, в том числе с использованием современных средств коммуникации, включая прием обращений через Интернет-приемные сайтов судов.

4. Конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации усилить работу по взаимодействию с региональными средствами массовой информации в рамках информирования граждан о возможностях и способах защиты своих конституционных прав и свобод посредством конституционного (уставного) судопроизводства.

5. Поддержать наработанный в отдельных судах субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Республика Татарстан) опыт осуществления видеозаписи хода судебного заседания с последующим оперативным размещением видеоматериалов на сайте конституционного (уставного) суда в режиме свободного доступа.

Рекомендовать данную практику к внедрению во всех действующих конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.

6. Признать положительным опыт составления информации о работе конституционного (уставного) суда по итогам года и рассылку этой информации для сведения в органы государственной власти, включая Конституционный Суд Российской Федерации, руководителей законодательного (представительного) и исполнительного органов власти соответствующего субъекта Российской Федерации, председателей иных конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

7. Поддержать практику издания ежегодных сборников научных трудов «Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства», выпускаемых Конституционным судом Республики Татарстан, как эффективного средства обмена опытом, исследования научных и прикладных проблем в области конституционного (уставного) правосудия, продвижения и популяризации идей конституционной юстиции в Российской Федерации. Признать данный сборник важным инструментом консолидации всего института регионального конституционного (уставного) правосудия, способом конструктивного взаимодействия с научным сообществом и юридической общественностью.