Информация о деятельности

Информация о деятельности Конституционного Суда Республики Адыгея в 2010 году
В целях реализации Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" от 22.12.2008 года №262-ФЗ Конституционный Суд Республики Адыгея размещает настоящую информацию на официальном Интернет-сайте Конституционного Суда. Судебная власть - это одна из трех установленных властей, без которой невозможно обеспечить правовую, конституционную безопасность гражданина, общества и государства. Суд является конечной инстанцией в решении споров о праве. Если не вершится правосудие, то в стране наступает произвол и конституционное поле разрушается.
Целью конституционного судопроизводства является обеспечение и защита верховенства и прямого действия Конституции на всей территории республики, утверждение законности, укрепление правопорядка, воспитание в гражданах уважения к Конституции. Деятельность Конституционного Суда Республики Адыгея направлена, прежде всего, на решение этих задач.
Нынешний год богат знаменательными датами в развитии и становлении государственности Республики Адыгея.
20 лет назад, 5 октября 1990 года внеочередная сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов XXI созыва после острых дебатов приняла решение о повышении государственно-правового статуса Адыгейской автономной области до уровня республики и провозгласила образование Адыгейской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. Затем 3 июля 1991 года Законом РСФСР "О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР" создан самостоятельный субъект РСФСР в границах Адыгейской автономной области. Был взят курс на самостоятельное развитие Адыгеи. Началась новейшая история всего многонационального народа Адыгеи. Сегодня по праву можно констатировать, что Республика Адыгея состоялась как самостоятельный субъект Российской Федерации.
В текущем году исполнилось 15 лет Конституции Республики Адыгея, которая определила правовой статус республики, закрепила демократические принципы формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, явилась законодательной базой для решения социально-экономических и общественно-политических задач. Важно отметить, что самым значительным конституционно-правовым завоеванием постсоветского периода является конституционное установление о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, их строгое соблюдение есть обязанность органов государственной власти и местного самоуправления.
Принятие Конституции Республики Адыгея - важнейший этап становления государственности Адыгеи. Вследствие того, что Конституция Республики Адыгея создавалась с учетом интересов всего многонационального народа Адыгеи, ее стабилизирующая роль в сохранении мира и согласия в республике огромна. Заложенный в Основной закон принцип "сдержек и противовесов", а также институт Конституционного Суда позволили избежать серьезных конфликтов власти и избавили Адыгею от политических кризисов. Конституция Республики Адыгея - это вершина республиканского нормотворчества, юридическая кодификация основополагающих принципов построения демократического государства, правовой ориентир для принятых в ее развитие региональных законов. Исходя из этих положений, Научно-консультативным советом при Конституционном Суде Республики Адыгея с участием известных в республике юристов и ученых Северо-Кавказской академии государственной службы, Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, Адыгейского государственного университета была организована серьезная научная работа по написанию Комментария к Конституции Республики Адыгея. Цель Комментария к Конституции Республики Адыгея - еще раз обратить внимание на необходимость повышения правовой культуры общества, способствовать внедрению права в повседневную жизнь граждан, а также пропагандировать распространение знаний конституционных норм. Коллектив авторов Комментария попытался разъяснить смысл, значение и содержание политико-правовой концепции, заложенной законодателем в нормы Конституции. Через призму федеральных и международных правовых актов проанализировано региональное законодательство. Широко использована судебная практика. Комментарий позволяет достичь однозначного понимания толкуемых положений Конституции Республики Адыгея всеми правоприменителями. В нем содержатся конкретные рекомендации законодателю по оптимизации текста Конституции с учетом изъятых норм для восполнения существующих пробелов в законодательстве.
В официальном издании Конституционного Суда Республики Адыгея -"Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея" опубликован комментарий к отдельным статьям Конституции Республики Адыгея. В настоящее время совместной задачей органов государственной власти Республики является издание полного текста Комментария максимально большим тиражом, чтобы обеспечить его доступность для всех желающих.
Создание сильного правового государства немыслимо без безупречных по форме и содержанию нормативных актов. Устранить диссонанс правового поля сегодня возможно только при глубоком теоретическом осмыслении сути проблемы эффективности законодательства, которое вооружит и законодателя, и правоприменителя адекватными мерами для ее решения. Поскольку именно законы определяют общий вектор развития республики, то их содержание и правовой смысл должны четко отражать объективные потребности, как общества, так и отдельно каждого гражданина и реализоваться в полном объеме добросовестными исполнителями. К сожалению, в настоящее время такого удовлетворения потребностей народа не происходит. И это на фоне впечатляющих темпов роста нормативной базы. Сиюминутные проблемы необязательно решать с помощью закона. А акты исполнительных органов не всегда содержат реально действующий механизм реализации законов, запаздывает с его принятием. На фоне халатного отношения чиновников к осуществлению своих полномочий масштабы расхождения практики и идеалов конституционного законодательства впечатляющие. Растет поток жалоб граждан и предпринимателей на действия или бездействия чиновников. Конституционный Суд Республики Адыгея дважды инициировал внесение поправок в статью 101 Конституции Республики Адыгея и в Закон Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", предусматривающих предоставление общественным объединениям и гражданам право на обращение в Конституционный Суд Республики Адыгея с запросом о проверке законов и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея на соответствие Конституции. Такое право способствовало бы укреплению авторитета общественных объединений, развитию институтов гражданского общества, повышению эффективности работы общественных объединений по выполнению своих уставных задач. Опыт работы конституционной юстиции отдельных субъектов РФ подтверждает такую необходимость. И это согласуется с положениями статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой одним из важнейших элементов права на судебную защиту признается право доступа к суду, и ему не должны помешать чрезмерные правовые или практические препятствия. Данные поправки, расширяющие круг субъектов конституционных правоотношений, прежде всего, направлены на укрепление конституционной законности в республике. В связи с этим, перед региональным законодателем стоит задача по оптимизации деятельности Конституционного Суда, включая совершенствование перечня его полномочий.
Создание необходимых условий для развития гражданского общества обязательно связано с обеспечением прав и свобод личности, с ответственностью государства перед гражданами; предоставлением равных возможностей всем гражданам и созданием условий их самореализации, с исполнением законов всеми государственными органами. Формально, подчинив государственные органы населению, на практике мы получили распространение произвола, бюрократии, коррупцию, неуважение к правам личности со стороны государственных структур. Права и свободы для их полной реализации нуждаются в более четком раскрытии и наполнении конкретной правовой реальностью. Нужно определить в законодательных актах нормы, конкретизирующие права и свободы граждан, в том числе и политические. К примеру, конституционные нормы, провозглашающие обсуждение законов и решений общегосударственного или местного значения, должны обеспечить не мнимое, а подлинное народовластие. Назрела необходимость основания ответственности государственных структур перед институтами гражданского общества. В условиях бюрократии государственной власти проблематично установить конкретного субъекта, виновного в нарушении законодательства. Данную проблему решить можно одним способом - это действие принципа "разрешено только то, что прямо установлено". Необходимо разработать меры, предоставляющие гражданам возможность выражать свое одобрение или неудовлетворение в отношении всех вопросов жизнедеятельности во всех органах государственной власти, что позволит предупредить о негативных, разрушительных процессах в обществе. В процессе работы над Комментарием к Конституции Республики Адыгея авторским коллективом были выявлены некоторые пробелы в законодательстве Республики Адыгея, среди которых встречаются чисто правовые вопросы, а также недостатки, которые необходимо отнести к низкому уровню законодательной техники. Конституционный Суд Республики Адыгея проанализировал выработанные авторами предложения и рекомендации по кругу вопросов, относящихся к ведению Федерации, но и в тоже время затрагивающие интересы граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Адыгея. Разумеется, эти вопросы не входят в предметы ведения Республики Адыгея, вместе с тем, субъект Федерации вправе обращаться к федеральному законодателю с рекомендациями по внесению тех или иных изменений и уточнений в федеральное законодательство. В связи с этим, в целях совершенствования республиканского законодательства Конституционный Суд Республики Адыгея считает необходимым проинформировать о высказанных авторами Комментария некоторых предложениях и замечаниях.

1. В соответствии со статьей 11 Конституции Республика Адыгея вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи по вопросам своего ведения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея, федеральными законами, законами Республики Адыгея и иными нормативными правовыми актами Республики Адыгея.
Международная и внешнеэкономическая деятельность субъектов Российской Федерации - отличительная черта нового российского федерализма. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, указами Президента России субъекты Федерации имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Координация этих связей составляет предмет совместного ведения центра и субъектов федерации (пункт "о" части 1 статьи 72 Конституции РФ).
Указанная конституционная норма нашла законодательное развитие в специальном законодательном акте - Федеральном законе "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" , который в настоящее время служит правовой базой участия субъектов Российской Федерации во внешних связях.
Помимо указанного закона, взаимоотношения Федерации и субъектов в сфере международных и внешнеэкономических связей регулируются Федеральным Законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 02.02.2006), определяющим предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности (статья 7), и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" (в ред. от 01.12.2007), который устанавливает, что международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция (статья 4).
В свою очередь, на республиканском законодательном уровне ощущается недостаток нормативных правовых актов, регулирующих вопросы по международной и внешнеэкономической деятельности Адыгеи. Представляется, что один Указ Президента Республики Адыгея "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Адыгея по координации деятельности по вопросам осуществления международных и внешнеэкономических связей Республики Адыгея" не способен решить актуальных и многосложных вопросов международного сотрудничества.
Действительно, Адыгея является анклавом внутри Краснодарского края и не имеет государственных границ, но, тем не менее, существует огромный экономический и культурный потенциал к плодотворному международному сотрудничеству, прежде всего, со странами, в которых проживает многомиллионная адыгская диаспора.
Участие субъектов Федерации в международном сотрудничестве - непростой, сложный процесс, связанный с многоуровневой кооперацией в вопросах экономической, технической, культурной и иной совместной деятельности Федерации и регионов. Для того чтобы заложить прочный фундамент для согласованных действий всех субъектов международных связей, исключить возможные просчеты, ошибки и нарушения, необходимо не только совершенствовать федеральное законодательство, но и активизировать правотворческую деятельность регионов по предметам совместного ведения в сфере международных и внеэкономических связей, а именно создать рабочую группу по разработке специального регионального закона в обозначенной области. На наш взгляд, существенным стратегическим решением в этом направлении явилось недавно подписанное Соглашение о сотрудничестве между Федеральным агенством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и Республики Адыгея. Подписание данного Соглашения обусловлено необходимостью долговременного и взаимовыгодного сотрудничества по укреплению и повышению международного авторитета Российской Федерации, расширения всесторонних связей с нашими соотечественниками за рубежом и созданию действенного механизма их поддержки.

2. Статья 14 Конституции Республики Адыгея устанавливает, что Республика Адыгея - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В целом законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Однако анализ нормативных правовых актов субъектов Федерации показал, что только десятью субъектами приняты законы, регулирующие вопросы защиты прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений. К тому же в связи с тем, что субъектам РФ по предметам совместного ведения постоянно приходится приводить собственное законодательство в соответствие с федеральным, страдает качество и эффективность законодательства субъектов в области свободы совести. Примером тому может служить Закон Республики Адыгея "О свободе совести и свободе вероисповедания в Республике Адыгея" . В закон, изначально состоявший из 23 статей, было внесено 10 поправок и 19 исключений, включая исключение целой главы о религиозных объединениях, оставшиеся положения закона дублируют федеральные нормы о свободе слова и вероисповедания. Тем не менее, это действующий документ, юридическая значимость которого вызывает большие сомнения. На наш взгляд, указанный нормативный правовой акт относится к группе "мертвых" законов, который целесообразно признать утратившим силу в связи с принятием Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", регулирующего правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

3. Равноправие мужчин и женщин закреплено отдельной нормой, несмотря на то, что в пункте 2 статьи 20 Конституции Республики Адыгея равенство прав и свобод гарантируется независимо от пола. Принцип равноправия человека и гражданина, вне зависимости от каких-либо признаков, закрепляется и развивается в федеральном материальном и процессуальном законодательстве (ст. 1 ГК РФ, ст. 4 УК РФ, ст. 14 КоАП РФ, ст. 6 ГПК РФ). Принцип равноправия подлежит специальной государственной правовой защите в Российской Федерации. За его нарушение предусматривается уголовная ответственность (ст. 136 УК РФ).
Международно-правовые документы уделяют значительное внимание принципу равноправия мужчины и женщины. В Преамбуле Устава ООН в качестве одной из целей ставится утверждение равноправия мужчины и женщины. В соответствии со статьей 3 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) мужчины и женщины равны в области прав и свобод.
Конституция Республики Адыгея особо указывает на равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав. Общепризнано социальное значение материнства и особая роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях равенства. Особую роль в формировании правового менталитета о равноправии мужчины и женщины призвана сыграть Концепция улучшения положения женщины в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.1996 г.. Основная идея Концепции заключается в том, что полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном, местном и международном уровнях должно стать главной целью внутренней политики в области улучшения положения женщин в России в целом. В настоящее время по всей России наблюдается невостребованность женщин, особенно в политике, и мало что делается для реального воплощения в жизнь положений Концепции. На сегодняшний день ни в одном из субъектов РФ не разработаны аналогичные концепции улучшения положения женщины. Нет такого документа и в Республике Адыгея.

4. Деятельность современного социального государства многогранна. Пункт 2 статьи 15 Конституции Республики Адыгея приводит перечень социальных обязанностей государства. Указанный перечень основных направлений деятельности государства по вопросам социальной защиты населения не является исчерпывающим и может быть расширен специальными законами и иными нормативными актами. Так, например, в конституционный текст не включена формула "социально ориентированная рыночная экономика", что, безусловно, было бы существенным дополнением, более точно раскрывающим содержание понятия социального государства. Уже после принятия Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Федерации пришло понимание того, что, помимо собственно социальной политики, социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства. Такая политика должна обеспечить необходимые условия для здоровой конкуренции, гарантировать экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Социальное государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ и поощряет социальную функцию частной собственности.
Сегодня государство пытается исправить законодательную ошибку путем принятия государственных (национальных) проектов, которые сформулированы Президентом и Правительством страны в качестве особой концепции развития реформы социальной сферы в современной России. Значительная часть тех идей, которые заложены в национальных проектах, послужили стимулом для региональных инициатив по улучшению ситуации в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и агропромышленного комплекса. Анализ республиканского законодательства в сфере социальной политики позволяет сделать вывод о том, что в этой важнейшей сфере взаимоотношений власти и населения принято и действует наибольшее количество законов и подзаконных актов, охватывающих практически все ключевые вопросы социальной защиты граждан.
В процессе работы над Комментарием, мы пришли к выводу, что законодателю при внесении поправок и дополнений в Конституцию Республики Адыгея следует использовать несколько иные механизмы юридической техники, а именно: создавать более совершенные, универсальные формулировки изменений (например, использовать метод отсылочных норм), которые бы обеспечивали более длительное действие конституционных норм и позволяли бы вносить поправки в законы, оставляя при этом текст Конституции незыблемым.
Хотелось бы отдельно отметить, что за последнее время активность субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный Суд Республики Адыгея, значительно снизилась. Прежде всего, с позитивной точки зрения это связано с тем, что республиканский законодатель соблюдает установленный статьей 6 Конституции Республики Адыгея принцип, в соответствии с которым Конституция Республики Адыгея обладает высшей юридической силой и все законы и нормативные правовые акты не должны ей противоречить.
Богатый опыт работы законодательного органа республики явился серьезной основой, обеспечивающей правовое регулирование многообразных политических и социально-экономических отношений. Наконец, политика сотрудничества и взаимодействия между различными ветвями государственной власти представляет собой единственно возможный и правильный путь обеспечения интересов Республики Адыгея.
Приоритетными направлениями в законотворческой деятельности Парламента сегодня являются систематизация республиканского законодательства и приведение его в соответствие с федеральным, совершенствование правового регулирования экономической деятельности, усиление контроля за использованием бюджетных средств, развитие законодательной базы социальной сферы и другие.
Но вместе с тем, и об этом уже неоднократно подчеркивалось, есть необходимость преодолевать правовой нигилизм, оспаривать незаконные действия от рядового гражданина до руководителя любого ранга через судебные органы. Субъекты конституционных правоотношений сегодня на недостаточно должном уровне решают те или иные вопросы с помощью права в рамках конституционного правосудия.
Сегодня открытость правосудия давно уже не является частным делом судей, а стало направлением государственной политики. Для судебной системы излишняя закрытость вредна тем, что создается информационный вакуум, который и порождает ложные стереотипы. В этой связи огромную значимость приобретают такие демократические инструменты как прозрачность, доступность правосудия. Обеспечивая открытость своей деятельности, суд не только реализует конституционное право граждан на получение объективной информации, но и существенно укрепляет авторитет судебной власти, улучшает качество судейской работы.
Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации" устанавливаются основные принципы и способы обеспечения доступа к информации о деятельности суда, порядок и формы ее предоставления, а также основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов.
Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, предусмотрены статьей 6 данного Закона. Присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественный объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления в открытом судебном заседании; обнародование (опубликование) информации о деятельности суда в средствах массовой информации и ранее были заложены в нормах Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея". По мере необходимости Конституционный Суд направляет депутатам Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея послание о состоянии конституционной законности, которое отражает деятельность суда, стоящие перед ним проблемы и перспективы их разрешения. Конституционный Суд Республики Адыгея располагает своим архивным фондом, ознакомление пользователей с которым осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Значительное внимание уделяется размещению информации о деятельности судов в сети Интернет. Закон закрепляет обязанность судов создавать официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В целях обеспечения принципов открытости и доступности информации о деятельности Конституционного Суда Республики Адыгея решением Суда от 27.11.2008г. № 9-Р был создан официальный сайт Конституционного Суда Республики Адыгея. С целью реализации Федерального закона № 262-Фз "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" Конституционным Судом Республики Адыгея с учетом внесенных дополнений принят Регламент Конституционного Суда Республики Адыгея в новой редакции, утверждено Положение об Интернет - сайте Конституционного Суда Республики Адыгея.
На официальном сайте размещены общие сведения о суде, судьях, Секретариате Конституционного Суда; информация, связанная с рассмотрением дел; тексты нормативных правовых актов; решения суда; послания Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея; примерные образцы жалоб, запросов, ходатайств в Конституционный Суд; информация о порядке уплаты и размерах государственной пошлины. В дальнейшем Суду необходимо дополнить сайт данными судебной статистики, информацией о кадровом обеспечении суда, сведениями об официальном издании Конституционного Суда - это ежегодный "Вестник Конституционного Суда Республики Адыгея". В порядке информационного взаимодействия налажена прямая видеосвязь по каналам Интернет с Конституционным Судом Российской Федерации, позволяющая в режиме реального времени наблюдать проведение судебных заседаний в Конституционном Суде РФ.
Вместе с тем, Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" накладывает дополнительные требования по доступности информации о деятельности судов в Российской Федерации. Реализация в полном объеме указанных в Законе требований возможна при частичной модернизации уже имеющихся у Суда ресурсов, что влечет необходимость дополнительного финансирования Конституционного Суда Республики Адыгея.
Учитывая изложенное, в настоящее время Конституционный Суд Республики Адыгея из-за отсутствия финансовых средств не может в полной мере реализовать предписания Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". А именно положений глав 2 и 3 Закона в части обеспечения доступа граждан к информации о деятельности судов, размещаемой в сети Интернет. Также перед судом стоит задача усовершенствования в целом материально-технической базы. Исходя из того, что финансирование Конституционного Суда производится за счет средств республиканского бюджета, без поддержки депутатов и Правительства эти задачи трудноразрешимы. Более того, недавно Президентом Республики Адыгея А.К.Тхакушиновым подписан Закон Республики Адыгея "О регулировании отдельных правоотношений в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Адыгея и мировых судей Республики Адыгея", в подготовке его проекта принял участие Конституционный Суд. Мы считаем, что вышеобозначенные вопросы найдут поддержку и понимание Президента, Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея. А Конституционный Суд Республики Адыгея всегда будет оставаться той инстанцией, в который граждане, государственные органы и органы местного самоуправления найдут беспристрастного арбитра для решения правовых споров.
Одним из способов защиты конституционных прав и свобод является закрепленное в Конституции право обращаться в Конституционный Суд с жалобами на нарушение конституционных прав. По количеству и характеру поступивших жалоб в Конституционный Суд надо отметить, что масштабы нарушения Конституции минимальны. На все письменные и устные обращения граждан работниками Секретариата даны исчерпывающие ответы, отдельные обращения направлены для рассмотрения в соответствующие органы государственной власти.
Конституционным Судом Республики Адыгея принимаются меры по разъяснению его полномочий и информированию населения о деятельности Суда. В газете "Советская Адыгея" публикуются статьи Председателя Конституционного Суда, содержащие сведения о работе суда. Председатель Конституционного Суда Республики Адыгея регулярно принимает участие в заседаниях Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея и его комитетах.
Конституционный Суд принимает участие в деятельности органов судейского сообщества Республики Адыгея. Председатель Конституционного Суда Республики Адыгея входит в состав Совета судей Республики Адыгея.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Так, в части 2 статьи 14 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" установлено, что на судей Конституционного Суда Республики Адыгея распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального и социального обеспечения, установленные Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами, на уровне судей Верховного Суда Республики Адыгея и Арбитражного Суда Республики Адыгея, реализация которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.
На судью Конституционного Суда Республики Адыгея, пребывающего в отставке, распространяются статус и социальные гарантии судьи, пребывающего в отставке, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея. Назначение и выплата ежемесячного пожизненного содержания, а также предоставление социальных гарантий судье, пребывающему в отставке, осуществляются органом исполнительной власти Республики Адыгея, ведающим вопросами социальной защиты, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Адыгея (статья 20 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея"). Конституционный Суд Республики Адыгея неоднократно обращался в Кабинет Министров Республики Адыгея с проектом постановления Кабинета Министров Республики Адыгея об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособия и ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Республики Адыгея, пребывающим в отставке. Но на сегодняшний день такой порядок назначения и выплаты пособия и ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Республики Адыгея Кабинетом Министров Республики Адыгея так и не принят, что нарушает нормы статьи 27 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статей 2,9,19 Закона РФ от 26.06.1992 года №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
В заключении необходимо отметить, что в Республике Адыгея накоплен определенный опыт правотворчества и правоприменения. Большинство нормативных правовых актов принято в соответствии с нормами Конституции Республики Адыгея и исполняются на практике надлежащим образом. Они обеспечивают достаточно полное регулирование общественных отношений. Созданная правовая база позволяет всем ветвям государственной власти в Республике Адыгея реализовывать свои полномочия, обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

 

Председатель Конституционного Суда
Республики Адыгея
Н.Хазешук
Январь 2011 года