Круглый стол «Реформа системы третейского разбирательства в Российской Федерации. Новые возможности для урегулирования спора»

b_300_300_16777215_00_images_news_2019_jul_17_3.JPG10 июля 2019 года судьи и сотрудники Аппарата Конституционного Суда Республики Адыгея приняли участие в работе круглого стола на тему «Реформа системы третейского разбирательства в Российской Федерации. Новые возможности для урегулирования спора», прошедшем в Зале заседаний Конституционного Суда Республики Адыгея.

Мероприятие было организовано и проведено Адыгейским региональным отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (АРО АЮР).

В заседании приняли участие представители юридического, научного и бизнес-сообществ республики, кредитных организаций, члены Ассоциации юристов России.

Модератором мероприятия выступил Председатель Конституционного Суда Республики Адыгея, Председатель Адыгейского регионального отделения Ассоциации юристов России Аскер Тлехатук.

Целью проведения данного мероприятия стала необходимость обсуждения актуальных вопросов новаций в сфере третейского разбирательства в Российской Федерации как в плане открытия новых возможностей для бизнеса при разрешении возникающих споров, так и в контексте снижения нагрузки на государственные суды Российской Федерации путем усовершенствования системы альтернативного - третейского – судопроизводства

Перед началом мероприятия Аскер Тлехатук от имени Ассоциации юристов России вручил ряд наград членам Ассоциации. Таким образом был отмечен добросовестный труд, высокий профессионализм и значительный вклад в развитие Ассоциации, а также профессиональный подход при подготовке наблюдателей и вклад в правовое просвещение участников избирательного процесса представителей Адыгейского регионального отделения.

Открывая мероприятие, Аскер Касеевич предложил собравшимся обсудить то, каким образом можно развивать систему третейских судов в Адыгее. Он отметил, что, несмотря на очевидные преимущества третейского разбирательства, в бизнес-среде сохраняется недоверие к третейским судам. Причина — недостатки прежнего законодательства, которое допускало существование «карманных», подотчетных одной из сторон спора арбитров.

Ранее закон предоставлял максимальную свободу в вопросах создания и деятельности арбитражных учреждений. Однако подобный подход имел серьезные недостатки: количество третейских судов превысило любое разумное количество, а сами арбитры далеко не всегда следовали принципу равенства сторон и были беспристрастны. Подчас третейские суды создавались крупными компаниями или банками, связанными с ними структурами, деятельность которых была сосредоточена в коммерческих сферах, достаточно далеких от юриспруденции. Такие третейские суды скорее служили конкретным бизнес-интересам. Бывало и так, что процедура третейского рассмотрения становилась инструментом для совершения мошенничеств и краж собственности, — сказал Аскер Тлехатук, отметив, что ситуация кардинально изменилась после того, как на федеральном уровне был принят новый закон об арбитраже (третейском разбирательстве), вступивший в силу в 2016 году и заложивший фундаментальные основы для совершенствования и унификации работы третейских судов.

Полностью оценить результаты реформы можно будет только спустя более длительное время, однако уже сейчас можно отметить, что новый закон обеспечил уход со сцены ряда недобросовестных участников, которые своими действиями дискредитировали саму идею третейского разрешения споров, — сказал Аскер Тлехатук.

В ходе круглого стола участники обсудили широкий спектр вопросов, касающихся итогов третейской реформы и преимуществ третейского разбирательства как альтернативного способа разрешения споров, методов повышения доверия бизнес-сообщества, арбитрабельности споров и многие другие.

В частности, председатель молодежного крыла АРО АЮР и практикующий адвокат Расита Шикова, в своем выступлении дала детальный анализ новшеств регулирования деятельности третейских судов. Отмечено, что проводимая реформа предполагает увеличение контроля государства над третейскими судами. Созданы механизмы контроля со стороны государственных судов. Сами третейские суды могут создаваться только при некоммерческих организациях при получении на то разрешения Правительства России. Определены строгие критерии, которым должны соответствовать сами арбитры — по возрасту и профессиональному опыту. Естественно в отношении претендентов в третейские судьи должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Начальник регионального управления Минюста России по Адыгее Ирина Ковалева рассказала про контрольные и разрешительные полномочия ведомства в отношении третейских судов и про работу созданного при Минюсте России Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Управление Минюста окажет консультативную поддержку при сборе необходимых документов жителям региона, желающим получить статус третейского судьи.

Председатель Исполкома Адыгейского регионального отделения Ассоциации и и.о. Президента Адвокатской палаты Адыгеи Алий Мамий поделился мнением о преимуществах разрешения споров в третейских судах. Одно из ключевых — оперативность при разрешении дел. Имеет значение и то обстоятельство, что рассмотрение спора арбитром помогает «не выносить сор из избы». Ведь при обращении с подобным иском в государственный суд информация становится открытой в силу публичности государственного правосудия.

— Стабильность общества и экономики во многом зависят от того, насколько эффективно регулируются корпоративные споры, — отметил Алий Мамий, выразив уверенность в том, что новые правила работы третейских судов позволят повысить авторитет этого способа разрешения споров.

Судья Арбитражного суда Адыгеи Наталья Мусифулина рассказала участникам о том, каким образом арбитражные суды дают оценку юридической силы решений третейских судов —  при их обжаловании и выдаче документов на принудительное исполнение. Оценка при этом дается как соблюдению порядка формирования состава третейских судей, так и соблюдению гарантий сторон спора, сказала Наталья Мусифулина.

Председатель Верховного суда Адыгеи Байзет Шумен видит в развитии системы третейских судов возможность для снижения выросшей за последние годы нагрузки на суды общей юрисдикции. Директор Адыгейского регионального филиала АО "Россельхозбанк" Каплан Борсов отметил, что банковские учреждения может заинтересовать возможность разрешения в третейских судах кредитных споров, что, однако, потребует изменений в федеральном законодательстве.

Активное участие в обсуждении приняли представители Союза промышленников и предпринимателей Сергей Погодин и Торгово-промышленной палаты Адыгеи Пшимаф Тхаркахов. Исполнительный директор СПП Республики Адыгея Мурат Наток отметил, что в Адыгее есть уважаемые в бизнес-сообществе люди, которые, после получения статуса арбитра, смогут достойно разрешать коммерческие споры.

Третейский суд обеспечивает открытость сведений о своих учредителях и арбитрах, позволяя выбрать именно тех людей, которые будут разрешать их спор. Именно в этом — в неформализованности процедур разрешения споров — важное преимущество третейских судов, — сказал Мурат Наток.

Третейское разбирательство предполагает высокий уровень доверия между гражданами, предпринимателями, а также к государству в целом. Общее мнение участников круглого стола таково, что третейское разбирательство может стать популярной и качественной альтернативой разбирательству в государственных судах. Однако для этого юридическое и предпринимательское сообщество Адыгеи должно объединить усилия и работать на укрепление доверия к этому правозащитному институту.

 

b_300_300_16777215_00_images_news_2019_jul_17_2.JPG b_300_300_16777215_00_images_news_2019_jul_17_1.JPG b_300_300_16777215_00_images_news_2019_jul_17_4.JPG b_300_300_16777215_00_images_news_2019_jul_17_5.JPG b_300_300_16777215_00_images_news_2019_jul_17_6.JPG